Доклад в Президиум ЦК КПСС генерального прокурора СССР и министра МВД СССР о преступной деятельности Н. М. Рухадзе. 29 сентября 1953 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1953.09.29
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 381-382
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 469. Л. 38—41. Подлинник. Машинопись.

 

Совершенно секретно

В Президиум Ц К КПСС

товарищу Маленкову Г. М.

МГБ СССР 11 июля 1952 года был арестован бывший министр государственной безопасности Грузинской ССР Рухадзе Н. М., 1905 года рождения, уроженец села Диди-Джихаиши (Грузия).

Допросом свидетелей и документальными данными, добытыми в процессе следствия, установлено, что Рухадзе длительное время скрывал свое кулацкое происхождение. Как выяснилось, родители Рухадзе являлись кулаками и занимались ростовщичеством, в связи с чем в 1930 году раскулачивались, лишались избирательных прав и высылались из пределов Самтредского района Грузинской ССР. Два родных брата Рухадзе в прошлом служили в меньшевистской армии. Первая жена Рухадзе Лазарева (Лазариди) А. И., с которой он находился в браке с 1926 по 1947 год, состояла в греческом подданстве и происходила из семьи домовладельца, недвижимая собственность ее родителей после установления в Грузии советской власти была национализирована. Вторая жена Рухадзе — Дуненко Т., в брак с которой он вступил в 1948 году, является дочерью полковника царской армии. Первый муж ее — Арутюнов в 1937 году был арестован органами НКВД за антисоветскую деятельность и, находясь в тюрьме, умер.

Следствием установлено, что Рухадзе, работая в чекистских органах, занимался преступной деятельностью, грубо нарушал социалистическую законность и создавал провокационные дела, по которым арестовывались и обвинялись в тяжких преступлениях ни в чем не повинные советские люди.

Еще в 1937-1938 годах, будучи начальником Гагринского горотдела НКВД и пользуясь покровительством и прямой поддержкой бывшего наркома внутренних дел Грузинской ССР Гоглидзе (арестован в связи с делом Берия), Рухадзе производил аресты советских граждан по непроверенным материалам, а затем путем применения изуверских приемов вымогал от них вымышленные «признания» в шпионской, террористической и другой контрреволюционной деятельности.

Однако более полно свое подлинное вражеское лицо Рухадзе проявил в 1948 году, после того как ему удалось пробраться на пост министра государственной безопасности Грузинской ССР.

Оказавшись во главе министерства, Рухадзе начал свою «деятельность» с того, что дал указание об уничтожении всех компрометирующих материалов в отношении себя и своих родственников, в результате чего было сожжено большое количество агентурных и архивно-следственных дел, по которым проходили сам Рухадзе, его жена, братья и другие лица,

В 1948-1949 гг. Рухадзе в карьеристских целях создал провокационное дело на Мамаладзе и других, обвинявшихся в принадлежности к несуществующей подпольной контрреволюционной организации, программа которой, содержавшая в себе установки по террору против партийного и советского актива, печаталась с ведома Рухадзе и у него на квартире агентом-провокатором Хухунашвили (арестован).

В 1949-1950 годах Рухадзе, стремясь «выдвинуться» и показать себя, добился изъятия из Прокуратуры и передачи в МГБ Грузинской ССР уголовного дела на группу лиц, обвинявшихся во взяточничестве и других служебных преступлениях.

В ходе следствия по этому делу по прямому указании Рухадзе применялись к арестованным зверские избиения, изнурительные ночные допросы и другие строжайше запрещенные советскими законами меры воздействия.

Стремясь создать себе карьеру и свести личные счеты с неугодными ему руководящими работниками партийного и советского аппарата Грузинской ССР, Рухадзе путем незаконных методов ведения следствия, вымогательства и фальсификации показаний арестованных всячески старался скомпрометировать и арестовать как можно больше честных людей.

В результате преступных действий Рухадзе, направленных на избиение руководящих кадров, в разное время было репрессировано и привлечено к уголовной ответственности большое число работников партийного и советского аппарата Грузии, в том числе Героев Социалистического Труда, депутатов Верховного Совета и членов ЦК КП Грузии.

Материалами следствия установлено, что неправильные действия по указанному делу допускал также бывший заместитель министра госбезопасности Грузинской ССР Тавдишвили М. К. (арестован), который уличен в отдельных фактах тенденциозной записи протоколов допроса арестованных.

Кроме Рухадзе и Тавдишвили б[ывшим] МГБ СССР была арестована жена Рухадзе — Рухадзе (Дуненко) Т. Г., которая обвиняется в том, что знала о ряде служебных злоупотреблений Рухадзе, но не сообщала об этом органам советской власти.

Поскольку преступная деятельность Рухадзе Н. М. полностью доказана, МВД СССР и Прокуратура Союза считают возможным закончить следствие по его делу в

ближайшее время и направить следственные материалы на рассмотрение Военной коллегии Верховного суда Союза ССР, предложив применить меру наказания Рухадзе Н. М. 25 лет тюремного заключения.

В отношении Тавдишвили, совершившего преступления, предусмотренные ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР, применить Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии».

Дело по обвинению жены Рухадзе — Рухадзе (Дуненко) Татьяны Григорьевны, ввиду отсутствия в ее действиях состава преступления, производством прекратить.

Генеральный прокурор СССР    

[п.п.] Р. Руденко

Министр внутренних дел СССР    

[п.п.] С. Круглов

29 сентября 1953 г.

№ 1013/К