Заявление А. Тишкова от 19 августа 1953 г. о предложении Л. П. Берия назначить в качестве первого заместителя министра внутрен
Заявление А. Тишкова от 19 августа 1953 г.
о предложении Л. П. Берия назначить в качестве первого
заместителя министра внутренних дел Венгрии сотрудника МВД СССР
Совершенно секретно
Товарищу Маленкову Г. М.
Направляю Вам при этом поступившее на мое имя заявление работника 2-го Главного управления МВД СССР тов. Тишкова.
[п.п.] С. Круглов
19 августа 1953 г.
№ 539/к
Совершенно секретно
Экз. № 1
Товарищу Круглову С. Н.
В июне месяце с. г., во время моего пребывания в командировке в Будапеште, когда ЦК Венгерской партии трудящихся принял решение о реорганизации венгерского правительства, и в частности о слиянии МВД и УГБ Венгрии, мне позвонил по телефону Берия и предложил совместно с советником МВД СССР в Венгрии т. Ивановым оказать всемерное содействие новому венгерскому министру внутренних дел т. Гэрэ в организации министерства. Одновременно Берия предложил порекомендовать Гэрэ назначить первым заместителем министра внутренних дел Венгрии советского чекиста.
Обсуждая этот вопрос с т. Ивановым, мы пришли к выводу о нецелесообразности этого мероприятия, так как, не говоря уже о том, что назначение советского человека, незнающего венгерского языка, на пост заместителя министра могло дать повод к обвинению Советского Союза во вмешательстве во внутренние дела Венгрии, такое назначение давало возможность венгерским друзьям перекладывать ответственность за недостатки и извращения в работе венгерских органов на нашего представителя и усложняло положение советника МВД СССР при МВД Венгрии. Мы решили прежде, чем говорить с т. Гэрэ, передоложить этот вопрос и высказать нашу точку зрения, что и было сделано.
Берия ответил, что нам следует предложить такой вариант: старший советник МВД СССР — он же первый заместитель министра внутренних дел Венгрии. Зачем это надо, Берия не объяснял.
После этого повторного указания я и т. Иванов во время беседы с т. Гэрэ о предполагаемой структуре МВД Венгрии высказали такую мысль, преподнося ее как наше личное предложение. Тов. Гэрэ ответил, что он, конечно, был бы рад иметь заместителем опытного советского товарища, но не уверен в том, что советское правительство пойдет на это, так как они (венгры) недавно обращались с просьбой об оставлении на венгерской службе некоторых советских директоров предприятии, принадлежавших ранее ГУСИМЗу, и им в этом отказали. Договорились, что я «выясню на этот счет мнение Берия» и сообщу т. Г эрэ.
Когда наш разговор с т. Г эрэ был доложен Берия, он дал указание передать т. Г эрэ, что он поддержит такое ходатайство венгерского правительства. Это было сообщено т. Г эрэ, на что он ответил, что он посоветуется по этому вопросу в ЦК ВПТ.
Тов. Гэрэ до моего отъезда из Будапешта (7 июля с. г.) к этому вопросу не возвращался, а я не считал нужным напоминать ему об этом.
Более того, до моего отъезда он подобрал кандидатуры всех заместителей министра из числа венгров и советовался со мной и заместителем старшего советника МВД СССР т. Кирсановым по этим кандидатурам, и я считал, что вопрос этот венгерские друзья решили не поднимать.
В свое время я не придал значения этому делу и даже забыл о нем, тем более что все ограничилось разговорами и никаких практических шагов венгерскими друзьями предпринято не было.
Сейчас предложение Берия назначить в качестве первого заместителя министра внутренних дел Венгрии сотрудника МВД СССР может представлять интерес как шаг к усилению его влияния и контроля в странах народной демократии.
Докладываю на Ваше распоряжение.
[п.п.] А. Тишков
19 августа 1953 г.