Копия протокола допроса Л. П. Берия от 19 августа 1953 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1953.08.19
Метки: 
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 287-292
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 466. Л. 201-210. Копия. Машинопись.

Совершенно секретно

Товарищу Маленкову Г. М.

Представляю копию протокола допроса обвиняемого Берия Л. П. от 19 августа 1953 года.

Приложение: на 9 листах.

[п.п.] Р. Руденко

20 августа 1953 г.                                                                                                                                 

№ 187/ссов

Протокол допроса

1953 года, августа 19 дня, генеральный прокурор СССР действительный государственный советник юстиции Руденко допросил обвиняемого

Берия Лаврентия Павловича.

Допрос начат в 22 ч. 10 м.

ВОПРОС: Вы признаете, что с конца 1918 года вся деятельность мусаватистов в Азербайджане направлялась англичанами?

ОТВЕТ: Да, это верно. После изгнания турок вся деятельность мусаватистов направлялась англичанами.

ВОПРОС: Фамилию генерала Томсона вы помните?

ОТВЕТ: Вспоминаю фамилию Томсона, который командовал английскими оккупационными войсками в Азербайджане.

ВОПРОС: Вы подтверждаете, что объявивший себя военным губернатором Баку английский генерал Томсон являлся действительным хозяином мусаватистского правительства и всех подчиненных ему органов, в том числе и мусаватистской контрразведки?

ОТВЕТ: Да, это так.

ВОПРОС: Вам оглашается выдержка из архивной справки о националистической партии азербайджанской буржуазии и помещиков «Мусават»:

«После вынужденного ухода турецко-германских оккупационных войск из Закавказья в конце 1918 года на смену им явились английские интервенты. В Азербайджане англичане захватили в свои руки железные дороги, водный транспорт, государственный банк, телеграф, почту. Командующий оккупационными войсками генерал Томсон объявил себя военным губернатором Баку, по его приказу в Баку были запрещены собрания и стачки, введены телесные наказания и смертная казнь.

Мусават[ист]ское «правительство», в тесном сотрудничестве с оккупантами, расправлялось с рабочими и крестьянами Азербайджана, служило ширмой, прикрывавшей хозяйничанье интервентов в Азербайджане».

Что вы можете сказать?

ОТВЕТ: Это правильно.

ВОПРОС: Кому подчинялась мусаватистская так называемая «организация по борьбе с контрреволюцией», то есть мусаватистская контрразведка?

ОТВЕТ: По-моему, министерству внутренних дел мусаватистского правительства.

ВОПРОС: Являясь частью мусаватистской сыскной полиции, контрразведка подчинялась так называемому «начальнику бакинского укрепленного района», то есть английским оккупационным властям?

ОТВЕТ: Я этого не знаю.

ВОПРОС: Вам оглашается выдержка из постановления мусаватистского «Комитета государственной обороны» от 26.10.1919 г., опубликованного в «Вестнике правительства Азербайджанской Республики» № 17 от 1.XI. 1919 года:

«Комитет государственной обороны постановил разъяснить: начальнику бакинского укрепленного района, облеченному властью генерал-губернатора, подчиняются в пределах бакинского градоначальства все органы сыскной полиции, а в том числе и «Организация по борьбе с контрреволюцией...»

Вы признаете теперь, что мусаватистская контрразведка являлась филиалом английской разведки?

ОТВЕТ: Раз мусаватистское правительство находилось на службе у английских оккупантов, то, конечно, и мусаватистская контрразведка находилась под влиянием английской разведки.

ВОПРОС: Вам оглашается из архивных материалов выдержка из объяснительной записки военного генерал-губернатора Баку к смете расходов на 1920 год:

«Испрашиваемый кредит предназначается на выдачу пособий и наград чинам подведомственных генерал-губернатору учреждений: Бакинского градоначальства, Бакинского и Балахано-Сабунчинского полицмейстерства, начальника сыскной полиции и начальника организации по борьбе с контрреволюцией. Указанные чины, по роду своей деятельности сталкиваясь со всевозможным преступным элементом, часто рискуют здоровьем и даже жизнью при исполнении ими служебных обязанностей».

Значит, мусаватистская контрразведка была в центре внимания английских оккупационных властей и особо поощрялась ими?

ОТВЕТ: Из документа явствует, что это так.

ВОПРОС: Вы признаете, что ориентация на англичан вообще являлась характерной для мусаватистов не только в период Гражданской войны, но и во все последующие годы подпольной борьбы против советской власти?

ОТВЕТ: По-моему, на турок и англичан и на всех, кто им бы помог в борьбе против советской власти.

ВОПРОС: Вам известно имя Хаджи Мирза Селим Ахунд-заде?

ОТВЕТ: Впервые слышу.

ВОПРОС: Вам оглашается выдержка из письма видного мусаватиста Хаджи Мирза Селим Ахунд-заде шейху Гассану Мештенди Ленкоранскому:

«...Каждое сознательное лицо должно преклоняться перед британским правительством, которое поистине заслуживает этого. Британское правительство оказывало поддержку Азербайджанскому народному собранию. Однажды кемалисты погубили нас, отняли от нас все средства вплоть до чести и предали нас русским, но англичане снова поставили наш парламент на ноги...»

Эта прямая ориентация на Англию являлась и является характерной для муса-ватистского контрреволюционного подполья?

ОТВЕТ: Выдержку такую впервые слышу, фамилии, называемые здесь, также впервые слышу и поэтому ничего не могу сказать. Что касается ориентация на Англию, то я уже ответил на этот вопрос ранее.

ВОПРОС: Вам предъявляется архивное дело Азербайджанского государственного архива с материалами о положении в Азербайджане за 1929-1930 гг.

Предъявляю вам из этого дела «Доклад о деятельности антисоветских партий Азербайджана» по состоянию на 15 июля 1929 года.

Вам известен этот документ?

ОТВЕТ: Мне предъявлен «Доклад о деятельности антисоветских партий Азербайджана». Я вспоминаю, что этот доклад представлен мною и подтверждаю, что он подписан мною.

ВОПРОС: Теперь вам предъявляется страница 37 доклада.

Вы подтверждаете, что цитировали лично Хаджи Мирза Селин Ахунд-заде для иллюстрации давних связей мусаватистов с английским империализмом?

ОТВЕТ: Мне предъявлена ст[раница] 37 доклада, я подтверждаю это. То, что я ранее показал, что я впервые слышу эту выдержку и фамилию Хаджи, объясняется тем, что я это забыл.

ВОПРОС: Таким образом, вам всегда было вполне очевидно, что мусаватизм является агентурой английского империализма?

ОТВЕТ: Да.

ВОПРОС: Таким образом, активно сотрудничая в мусаватистской контрразведке, вы хорошо понимали, что являетесь вместе с тем сотрудником английской разведки?

ОТВЕТ: Я это отрицаю.

ВОПРОС: Я вам вновь предлагаю правдиво рассказать о своих преступных связях с английской разведкой?

ОТВЕТ: Я отрицаю это.

ВОПРОС: Вы признаете, что в 1920 году, будучи арестованным в Грузии, были затем освобождены меньшевистской охранкой как английский агент, о чем грузинские меньшевики знали?

ОТВЕТ: Отрицаю.

ВОПРОС: Вы можете назвать фамилии других задержанных сотрудников регистрода, которые были бы после разоблачения их освобождены меньшевиками, а не переданы англичанам для расстрела?

ОТВЕТ: Не могу назвать фамилии, т. к. других сотрудников регистрода не знал.

ВОПРОС: Майского вы знаете?

ОТВЕТ: Бывшего посла в Англии Майского я знаю.

ВОПРОС: Вам было известно, что Майский полностью признал себя на следствии виновным в измене Родине и сотрудничестве с английской разведкой?

ОТВЕТ: Мне было известно, но мне говорили не то Кобулов, не то Федотов, не то еще кто-то, что Майского избивали, и поэтому он наговорил на себя.

ВОПРОС: Вам оглашаются показания Майского от 18 августа с. г.:

«Вопрос: К вам применялись физические меры воздействия?

Ответ: Нет, не применялись...

Вопрос: Вами 7 мая с. г. при вызове на допрос были подтверждены ранее данные показания?

Ответ: Да.

Вопрос: Вам угрожали на этом допросе?

Ответ: Нет.

Вопрос: Вы не только подтвердили эти показания 7 мая с. г., но и развили их, указав о преступных связях с правыми, о чем ранее вы не показывали. Это так?

Ответ: Да.

Вопрос: 11 мая 1953 года, при вызове вас на допрос, вы заявили о том, что в связи с тем, что 7 мая с. г. на допросе было высказано сомнение в отношении показании в части Колонтай, вы желаете дополнить эти показания, с тем чтобы не возникало сомнений в правдивости этих показаний. Это правильно?

Ответ: Да это правильно. Я сделал такое заявление».

На каком основании вы заявляете, что показания Майского были им даны в результате применения к нему мер физического воздействия?

ОТВЕТ: То, что я сказал ранее, что Майского избивали, это неправильно. Майский мне жаловался на то, что ему угрожали.

ВОПРОС: Вам было известно, что 31 марта 1953 года, т. е. в бытность вас министром внутренних дел, Майский обратился с заявлением, собственноручно написанным, на имя секретаря ЦК КПСС Г. М. Маленкова и в этом заявлении признал себя виновным в измене Родине?

ОТВЕТ: Не помню.

ВОПРОС: Вам оглашаются выдержки из этого заявления Майского:

«С момента моего ареста 19 февраля т. г. я очень много передумал и перечувствовал. Я критически просмотрел свою жизнь, и предо мной с особой яркостью встали все мои прошлые ошибки и преступления. Об ошибках я искренне сожалею, в преступлениях глубоко раскаиваюсь. Вместе с тем у меня родилось горячее желание сделать что-либо такое, что могло бы хоть в малой степени искупить то зло, которое я причинил СССР. Само собой разумеется, я с готовностью приму всякую форму искупления, которую определят компетентные инстанции...

Я хотел бы помочь группе молодых способных советских историков специализироваться на борьбе с буржуазной фальсификацией новейшей истории. Однако практически этот вопрос мог бы стать позднее, в том случае, если бы суд нашел возможным сохранить мне жизнь...»

Таким образом, Майский признал себя виновным в преступлениях столь тяжких, что сомневался, будет ли сохранена ему советским судом жизнь.

Это так?

ОТВЕТ: Заявления этого не помню и не видел.

ВОПРОС: Теперь объясните, с какой целью вы скрыли заявление Майского и не отправили это заявление по назначению?

ОТВЕТ: Заявления этого я не видел.

ВОПРОС: С какой целью вы побудили Майского отказаться от своих первоначальных показаний.

ОТВЕТ: Я это отрицаю.

ВОПРОС: Вы говорите неправду. Вам оглашаются показания Майского о том, как вы побуждали его отказаться от показаний:

«.. .Вечером я был вызван к Берия. Там же присутствовал Кобулов. Берия мне прямо сказал о том, что вы «в своих показаниях плетете», чувствовалось по его разговору, что он мне прямо намекал на то, что мои показания ложны. Такое заявление Берия меня ободряло, тем более что Берия прямо сказал мне, чтобы я подал официальное письменное заявление об отказе от ранее данных показаний, указав в этом заявлении о своих грехах. Это заявление, как он выразился, пойдет в дело, а второе заявление он предложил мне написать о формах сотрудничества с МВД».

Вопрос: Таким образом, письменное заявление ваше от 15 мая с. г. подано вами в результате прямой подсказки Берия и Кобулова. Это так?

Ответ: Это так».

ОТВЕТ: Не признаю. Майский говорит неправду как здесь, так и в своих показаниях.

ВОПРОС: Как вы намеревались использовать Майского после запроектированного вами его освобождения?

ОТВЕТ: Сначала он должен был рассказать всю правду о себе, о связях, и только после этого мною должен был быть рассмотрен вопрос об использовании его.

ВОПРОС: Признавайтесь, что вы намерены были учредить особый институт для изменника Майского для того, чтобы облегчить ему преступную связь с английской разведкой и лично пользоваться этим каналом?

ОТВЕТ: О каком институте шла речь, я сейчас не помню, но шла речь о том, где ему пристроиться и где ему работать после освобождения, с тем чтобы использовать для связи с иностранцами, в том числе и с англичанами, но, повторяю, если будет признано целесообразным его освободить.

Поручено было продумать форму использования Майского Кобулову, Федотову и Судоплатову.

Я отрицаю, что я ставил задачей облегчить ему преступную связь с английской разведкой и лично пользоваться этим каналом.

ВОПРОС: Признавайтесь, что, скрывая Майского и побуждая его отказаться от первоначальных показаний, вы действовали в угоду английской разведке, спасая Майского от наказания?

ОТВЕТ: Нет, я это отрицаю.

ВОПРОС: Признавайтесь, что, став агентом английской разведки в период Гражданской войны, вы служили английскому империализму все последующие годы, вплоть до вашего разоблачения и ареста?

ОТВЕТ: Я это не признаю.

Протокол прочитан, записано все с моих слов верно 

Берия

Допрос окончен 20 августа 1953 г. в 0 ч. 35 м.

Допросил: Генеральный прокурор СССР                                                                                              

 Р. Руденко

При допросе присутствовал и вел запись протокола:                                                    

Следователь по важнейшим делам Прокуратуры СССР                                                                 

Цареградский

Верно: [п.п.]  Майор административной] службы 

Юрьева