Справка на генерал-майора Н. И. Эйтингона. 17 августа 1953 года
Совершенно секретно
Товарищу Маленкову Г. М.
Представляя справку на Эйтингона Наума Исааковича, прошу Вашей санкции на арест Эйтингона.
Приложение: на 2 листах.
[п.п.] Р. Руденко
17 августа 1953 г.
№ 170/ссов
Пометы:
Обложку с росписями об ознакомлении —
см. записку от 18. VIII. 53 г. № 171/с сов.
Доложено.
[п.п.] Д. Суханов. 20.VIII.53 г.
Справка
Эйтингон Наум Исаакович, 1899 года рождения, уроженец гор. Могилева, образование высшее, генерал-майор, бывший заместитель начальника бюро № 1 МГБ СССР, по национальности еврей.
Материалами следствия Эйтингон характеризуется как один из приближенных Берия, к которому последний все время проявлял особое внимание.
Эйтингон был арестован в октябре 1951 года по обвинению в том, что в силу своих антисоветских убеждений он вступил «в преступную связь с особо опасными преступниками и, действуя заодно с ними, проводил вражескую работу против ВКП(б) и Советского государства».
После назначения Берия на должность министра внутренних дел СССР он сразу же стал проявлять особый интерес к делу Эйтингона и принял меры к прекращению этого дела, хотя материалами были доказаны буржуазно-националистические высказывания со стороны Эйтингона.
Арестованный соучастник Берия Гоглидзе показал:
«...Берия спросил, где находится Эйтингон. Я ему ответил, что он в тюремной больнице в Лефортово по поводу язвы желудка, но поправится ли он, мне неизвестно.
Берия тут же дал мне указание поехать в тюрьму, выяснить состояние здоровья Этингона [так в документе. — Ред.], дать распоряжение администрации тюрьмы улучшить питание Этингона, вызвать его и сообщить ему, что им интересуется Берия. Помню, что перед тем, как дать мне указание поехать в тюрьму к Этингону, Берия заметил, что посадили Этингона в тюрьму, а он сделал большое дело для страны. Это свое замечание Берия не комментировал, но я понял, что речь идет о его закордонной работе.
Получив приказание от Берия, я поехал в тюрьму и выполнил все, что мне поручил Берия».
19 марта 1953 года уголовное дело в отношении Эйтингона было прекращено постановлением, вынесенным Мешиком и Ивановым и утвержденным Берия. В постановлении указано, что в действиях Эйтингона якобы отсутствует состав преступления, в связи с чем он подлежит немедленному освобождению из-под стражи и «полной реабилитации».
После освобождения Эйтингона Берия проявил особый интерес к материаль-но-бытовому устройству Эйтингона. По распоряжению Берия Эйтингону было выплачено 35 тысяч рублей.
Учитывая характер связей Эйтингона с Берия, и в частности, что по заданию Берия Эйтингон осуществлял связи с троцкистами и представителями других враждебных партий за рубежом, считаю, что Эйтингон подлежит аресту.
Генеральный прокурор Союза ССР
действительный государственный советник юстиции
[п.п.] Р. Руденко
17 августа 1953 г.