Выдержки из протокола допроса Е. А. Ломтатидзе. 24 июля 1953 года
Совершенно секретно
Товарищу Маленкову Г. М.
В процессе следствия по делу Берия стало известно, что во Владимирской тюрьме содержится осужденный в 1946 году Особым совещанием к 10 годам лишения свободы бывший чиновник особых поручений при министре внутренних дел меньшевистского правительства Грузии Ломтатидзе Емельян Ананьевич.
В связи с этим в г. Владимир был командирован следователь прокуратуры для допроса Ломтатидзе.
Представляю выдержки из протокола допроса Ломтатидзе, имеющие интерес для характеристики отношения к Берия грузинской белогвардейской эмиграции:
«Из писем, которые получали я и другие пражские грузинские меньшевики от своих единомышленников из Парижа в порядке обмена информацией, мне известно о Берия следующее:
Ной Жордания через своих эмиссаров, находившихся в Советской Грузии, а также из частных писем, поступавших к Жордания из Грузии, в 1937 году имел сведения о том, что Л. П. Берия фактически возглавлял антисоветское движение в Грузии. Оттуда упорно сообщали из многочисленных источников, что Л. П. Берия предпринимает шаги к объединению лично преданных ему грузинских коммунистов с грузинскими меньшевиками, проживавшими в Советской Грузии, а также и с другими элементами, недовольными советским строем.
То обстоятельство, что в Грузии искусственно возвеличивался Берия, искусственно внедрялся, так сказать, культ Берия, что, в частности, все приветственные телеграммы шли в два адреса — в адрес вождя СССР и обязательно наряду с этим в адрес Берия, все это приводило нас, грузинских меньшевиков, к убеждению, что Берия старается стать на один уровень со Сталиным, с тем чтобы потом умалить авторитет Сталина и занять его место. Все мы, зарубежные грузинские меньшевики, считали, что Берия готовится стать грузинским Бонапартом.
Характерен один разговор со мной, который имел место между фашистом, агентом немецкой разведки Михаилом Кедия, в 1943 году в Праге в гостинице «Алкрон».
Кедия, обсуждая в то время грузинские дела, восхищался Берия. Он доверительно мне сказал, что «пока Берия находится в Москве у власти, нам нужно это использовать для достижения своих целей». Я выразил удивление, чем может нам помочь Берия. Кедия на это ответил: «Вы не все знаете. Берия тайно сочувствует нам. Его сердце принадлежит нам».
Кедия находился официально на жалованье в остминистериуме Розенберга и официально выполнял служебные поручения фашистских немецких властей по вопросам, связанным с грузинским населением, находившимся в Праге.
Характерно, что эмигранты — меньшевики и другие из числа мингрельцев — всегда в штыки встречали всякую попытку критиковать Берия. Без преувеличения можно сказать, что эмигрантские мингрельские круги боготворили Берия».
Ломтатидзе был арестован в г. Праге в 1945 году при вступлении советских войск в Чехословакию.
Протокол допроса Ломтатидзе приобщен к делу по обвинению Берия.
[п.п.] Р. Руденко
24 июля 1953 года № 74/ссов
Помета: Обложку с росписями об ознакомлении — см. записку от 25. VII. 53 г. N9 80/ссов.