Введение

Введение

Когда мы теперь мыслим наше техническое будущее, то невольно выводим его линии, исходя из фордовских цехов, из гигантских трансатлантиков, чудес современной радиотехники и электрических установок, смело преодолевая в своих мечтах все встающие перед нами технические препятствия. И вполне понятно - почему. Дело в том, что в области индустрии мы уже дважды превзошли все самые фантастические образы утопистов и романистов XIX века и давно уже потеряли границы между утопией и действительностью, так как эти границы многократно стирались на наших глазах. Более скромными и менее осуществимыми должны казаться возможности «утопических» построений и в области будущего развития сельского хозяйства, ибо наши мыслимые будущие возможности здесь далеко не столь очевидны и не столь подавляющи, как в области индустрии. Технические задачи здесь гораздо более трудны и более неблагодарны, поэтому мы почти не имеем больших работ, которые намечали бы перед нами широкие перспективы будущего сельского хозяйства.

Однако эта «безнадежность» может получиться только при поверхностном ознакомлении с сельским хозяйством, и всякое более глубокое продумывание и ознакомление покажет, что и в нем мы вправе ожидать перемен, исключительно больших по широте и колоссальности, не уступающих другим отраслям народного хозяйства.

Достаточно сказать, что, в сущности, будущее сельского хозяйства - правда, самое отдаленное - это отмена самого сельского хозяйства, в современном смысле этого слова, и переход к изготовлению питательных и текстильных материалов фабричным способом, подобно обычным продуктам тяжелой и легкой индустрии, путем ассимиляции азота и углекислоты из воздуха с помощью синтетического химического процесса. В этом отдаленном будущем, когда наши питательные вещества будут получаться упакованными в ящики с фабрично-заводских складов, а материи - отливаться, как уже отливается теперь искусственный шелк «вискоза», на долю живого растения останется только декоративное садоводство, превращающее в парки поверхность нашей планеты, да, пожалуй, изготовление некоторых фруктов и вин, тонкая ароматность и вкусовые качества которых все-таки еще долго не смогут быть заменены продуктами массового производства.

Однако этот отдаленный этап развития нашего сельского хозяйства, по всем вероятиям, будет достигнут только после упорной работы еще нескольких поколений, и наши внуки и правнуки будут еще использовать зеленые хлорофилльные зерна растений как основной аппарат для усвоения солнечной энергии и превращения ее в пищевые продукты - поэтому задачей того, кто хочет нарисовать картину ближайших возможностей и преобразований в сельском хозяйстве, является описание не только окончательной катастрофы и отмены земледелия, но также и тех высоких технических достижений, которые мы должны будем положить в основу нашего сельского хозяйства через 50 или 100 лет, причем уже теперь можно определить те решающие идеи и проблемы, из которых могут быть выведены основы этих будущих сторон земледелия.

Вот почему в настоящем очерке мы ставим себе прежде всего задачей выделить, на основе тщательного анализа современного нам сельского хозяйства, те его поступательные шаги, которые обещают стать нашим будущим. При этом мы прежде всего постараемся поставить перед собой те основные проблемы, которые мы ныне технически и социально ставим перед сельским хозяйством, затем рассмотреть, как эти проблемы разрешаются в современном нам земледелии; далее, описать в кратких чертах те изменения, которые сейчас уже наметились и лабораторно нам известны и которые могут стать действительностью еще в пределах нашего поколения. Далее, мы попытаемся охватить те социальные видоизменения структуры нашей деревенской жизни, которые с неизбежностью должны будут произойти при внедрении этих технических изменений в сельскохозяйственное производство, говоря иначе - очертить этим ту программу-минимум в области социально-технических исканий и стремлений, осуществление которой есть только вопрос времени.

Нарисовав эту картину, мы сможем в дальнейшем перейти к развитию тех идей, которые пока существуют как вполне осознанные проблемы, еще не имеющие лабораторных форм своего разрешения, но которые позволят внести радикальные крупнейшие реформы в самую постановку сельскохозяйственного производства. В заключение мы позволим себе остановиться на некоторых чертах тех форм земледелия, которые оно должно будет иметь в те годы, когда основная масса пищевых и текстильных продуктов будет уже изготовляться фабрично-заводским путем.