К Пушкину в Михайловское

1 сообщение / 0 новое
Alina
К Пушкину в Михайловское

В Михайловское попадают для того, чтобы попытаться стать современниками Пушкина, попасть в обстановку его творческого существования в условиях вынужденного затворничества, не позволяющего ему быть в гуще событий своего бурного революционного времени. Легче всего это можно сделать старшеклассникам, способным представить себя на месте выпускника Лицея, вступившего в самостоятельную жизнь своим участием в обличении существующей гнетущей обстановки, созданной правящим царским режимом. Пушкин уже приобрел славу первого лицейского поэта и надежды всей русской литературы, когда в 1815 году в журнале «Российский Музеум» было напечатано стихотворение «Воспоминания о Царском селе» за подписью «Александр Пушкин», прочитанное на переводном экзамене перед самим Державиным. Это первое напечатанное произведение вызвало огромный интерес у Жуковского и Батюшкова. Видимо, их внимание к нему породило у Пушкина пророческие строки:

Великим быть желаю,
люблю России честь,
Я много обещаю –
исполню ли? Бог весть!

Он исполнил обещания. Мир в этом убедился. Пушкин – наше все!

Из истории человечества мы знаем, как Мировое Зло относилось к гениальным личностям, да и сейчас относится так же. Вспомним хотя бы Сократа, присужденного к смерти, и учителя Александра Македонского – Аристотеля, сосланного за его умные советы не грабить покоренные народы и не отягощать чужим добром обозы своей армии, что впоследствии и погубило Завоевателя в Индии.
Гений России Пушкин не стал исключением. Он стал подвергаться преследованиям царского режима, не прошло и двух лет после окончания Лицея.
Когда современная машина времени нашего пылкого воображения перенесет в двадцатые годы XIX века, чтобы встретиться с молодым Пушкиным, мы окажемся в селе Михайловское, на Псковской земле. С наступлением осени 1824 года семья Пушкиных, окончив дачный сезон, покинула Михайловское, уехала в Петербург. На даче остался один юноша 25 лет со своей няней Ариной Родионовной. Так распорядилась судьба и царская власть. Началось наказание одиночеством… За что же такая немилость к гениальному поэту? Чтобы узнать как все было, московские школьники со своей учительницей отправились туда на экскурсию. Итак, спешим к герою мира.
Пока мы еще приближаемся к цели нашего путешествия, напряженно вспоминаем, что же предшествовало ссылке Пушкина. Что послужило причиной гонений. Конечно же, это прежде всего ода «Вольность»… и главное в ней:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Тираны мира, трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

…Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу.
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Пророчество великого провидца свершилось в другом уж веке. «Падшие рабы» восстали в октябре 1917 года.
Таких пророчеств цари не прощают. Пушкина ждала Петропавловская крепость, или Соловки. Но сначала ему пытались уготовить участь Грибоедова, отправляя служить сначала в Днепропетровск, затем в Кишинев, рассчитывая на его гибель.
Слово «Пушкин» переходит в слово «память» и вырастает в Памятник. Памятник состоит из двадцати творческих лет после окончания лицея. Но уже в самом лицее начинался наш Пушкин, как гордость литераторов. До окончания школы, лицея, гимназии все дети равны в общей массе. Но в семнадцать, восемнадцать лет никто оду «Вольность» не писал.

Не всякого полюбит счастье, не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным в прекрасный получил удел.
И твой восторг уразумел восторгом пламенным и страстным.

Так писал он в 1818 году Жуковскому. Из всего созданного в это время выделяются главные мысли, ставшие ступенями пьедестала его заоблачного Памятника, вознесшегося над кажущимися карликами всеми царями мира. И следующей ступенью было стихотворение того же, 1818 года – «К Чаадаеву». После «Вольности» в нем уже звучат призывы в главных словах.

Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…
Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Прав оказался девятнадцатилетний Пушкин: пришел день – Россия народная стала великой державой. И Пушкин является главной ее гордостью и славой, родоначальником русской поэзии, основателем современного русского языка, врачевателем его от «французской болезни», создателем русской исторической прозы. В свой «жесткий» рабский век взрослеющий великий гражданин не мог не написать в стихотворении «Деревня» в следующем, 1819 году:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Не видя слез, не внемля стона
на пагубу людей избранное Судьбой
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склоняясь на чуждый плуг, покорствую бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
неумолимого Владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут для прихоти бесчувственной злодея,
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная Заря?

Надежда на закономерность непрерывного общественного прогресса, на победу революционной борьбы в Европе столкнулись с аракчеевщиной в России, с разгромом революционных восстаний в Италии, Испании. Оптимистический энтузиазм в творчестве Пушкина сменился трагическим пессимизмом. Все более усиливалась общеевропейская Феодальная реакция, во главе которой стояло русское самодержавие. Восторжествовавшая во Франции свобода в 1789 году с приходом Наполеона обернулась новой тиранией и еще большим деспотизмом. Пушкин убедился в том, что общественная эволюция не ведет к прогрессу «по манию царя». Пушкин и декабристы уже в 1823-м году поняли, что свобода добывается в борьбе народа против царей. Но поражение освободительного движения в Европе и усиление феодальной реакции повергло Пушкина в уныние.

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич,
К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.

Вот к какому заключению поэт пришел в своем стихотворении «Свободы сеятель пустынный», написанном еще в Кишиневе в 1823 году. Он еще не осознал истинной роли народа в каждом конкретном случае. К 1824 году относится ряд замечательных поэтических отрывков, в которых дана яркая картина бурного развития освободительного движения в Европе и затем образ торжествующего деспотизма.
Служа в Одессе, Пушкин пользовался воронцовской библиотекой, знакомясь с письмами А.Н.Радищева, запретными тогда «Записками» Екатерины II. Воронцов навязывал Пушкину свое «высокое» покровительство, считая его слабым подражателем уважаемого им Байрона. Пушкин в свою очередь считал Воронцова «придворным хамом» и «вандалом»:

Полу-милорд, полу-подлец, полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда, что будет полным, наконец.

Потеряв всякую надежду на ожидаемую гибель Пушкина в случайных (или организованных) стычках с местными силами сопротивления, граф Воронцов забросал царя просьбами отправить бунтовщика, друга арестованного В.Ф.Раевского, томящегося в Тираспольской крепости, в Петропавловскую крепость или хотя бы в Соловецкий монастырь, куда ссылали всех несогласных и нелояльных властям. Царь понимал, что известный на всю просвещенную часть России поэт, восхваляющий борьбу за свободу и в своих резких эпиграммах бичующий высоких царских слуг и кичащуюся своим богатством светскую и церковную челядь, стал опасен для общества и заслуживает Петропавловки. Жуковский, Энгельгарт – директор лицея, и многочисленные друзья Пушкина упросили царя заменить Петропавловку на село Михайловское! Под давлением широкой общественности и признавая за Пушкиным его заслуги перед русской и мировой литературой, царь, претендующий на высокую просвещенность, приказал сослать Пушкина в село Михайловское Псковской губернии, принадлежащей отцу Пушкина, под строгий надзор полиции и церкви, а также обязав его отца строго контролировать поведение сына, сообщая о нарушениях режима изоляции от посторонних. Пушкину было запрещено покидать зону заточения.
Все творчество Пушкина с самого начала ссылки на южные пределы было тесно связано с важнейшими историческими событиями эпохи. Пушкин писал мемуары ссыльного и «Записки» во время своих перемещений по пути в Екатеринослав, в поездках на Кавказ и в Крым и по возвращении оттуда в Кишинев, во время жизни в Одессе, отлучек в Каменку и в Киев для встреч с членами Южного тайного общества декабристов, составлявших программу освобождения от крепостного бесправия крестьян, с требованиями конституции вместо полного деспотизма русской монархии. Большое место в его творчестве заняло путешествие по Молдавии. После всего этого – ссылка в псковскую деревеньку Михайловское.
Одной из тех добрых сил, вдохновляющих его дарование на создание великих творений, явились лучшие женщины России, высоко ценившие его лирику, поддержавшие его своим дружеским участием в самые трудные моменты жизни. Его пылкое воображение, его божественно-святое преклонение перед женской красотой, перед умом и благородством, способствовало созданию самых прекрасных произведений, составивших гимн любви и красоте. Невозможно без душевного трепета читать «Сожженное письмо», кто может без душевного восторга произносить «Я помню чудное мгновенье», его «Талисман»... Неужели найдется еще один поэт, который смог написать такое?! Никто и никогда. Потому что никто и никогда не видел нежной улыбки Марии Раевской, никто не получит письма от графини Воронцовой с последующей просьбой сжечь его, кого уважала прекрасная Анна Керн?
Весь путь от лицея до Михайловского Пушкин прошел по тропе романтизма. Этот период возвышенного творческого полета унес Пушкина на сто лет вперед. Опережая свое время, он призывал разрушить самовластье и верил в это. (И на обломках самовластья напишут наши имена.)

Анатолий Данченков

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=57049