8. Соотношение между потребностями

Г. Наумов Бюджеты рабочих города Киева. Киев, 1914


 

8. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Если одежду вместе с пищей и квартирой отнести к способам удовлетворения элементарных потребностей, то окажется, что потребности эти поглощают:

 

у одиноких, живущих у владельцев

75,63 %

самостоятельно

76,00 %

семейных — у владельцев

86,68 %

самостоятельно

85,22 %

в собственном доме

83,93 %

у всех мужчин (556)

81,50%

 

Остаток, приходящийся на все потребности более высокого порядка, таким образом, очень невелик и не превышает 24,37% (у одиноких, живущих у владельцев). Чем выше заработная плата, тем этот остаток крупнее. [...]

Остаток, образующийся после удовлетворения элементарных потребностей, идет на самые разнообразные нужды. У нас насчитано двенадцать групп таких расходов. Только у самых бедных рабочих (гр. I, II живущих у владельцев) отсутствуют некоторые из указанных потребностей. Так, например, не все группы бюджетов имеют расходы на товарищескую солидарность, не все платят налоги и пр. Чрезвычайно важно выяснить, в каком порядке располагаются отдельные расходы. Для элементарных расходов мы получили известный ряд, обязательный для всех полных бюджетов. На первом месте там стояла пища, на втором — жилище, на третьем — одежда. Само собой разумеется, что по отношению к неэлементарным потребностям такой правильный и постоянный ряд построить нельзя. Относительно двенадцати неэлементарных потребностей индивидуальность каждого бюджета выражена резче; большим числам тут трудней сгладить и нивелировать индивидуальные особенности. Потребности располагаются в более или менее капризном беспорядке, изменяясь от типа к типу бюджета, от одной доходной группы к другой. Все же и здесь можно заметить некоторую закономерность в расположении отдельных потребностей. К характеристике ее мы и перейдем, взяв обычные группы нашей классификации.

 

   

Одинокие

Живущие в наемных квартирах

Живущие у владельцев мастерских

Рублей расхода

Место по порядку

Рублей расхода

Место по порядку

Табак и алкоголь

24,57

1

26,26

I

Гигиена тела

18,61

II

13,73

II

Посылка денег на сторону

18,10

III

4,16

IV

Театр и зрелища

9,88

IV

4,21

III

Случайные расходы

9,62

V

1,94

VI

Мелкие расходы

8,03

VI

2,28

V

Лечение

7,41

VII

1,72

VII

Культ.-просвет. нужды

6,23

VIII

1,30

VIII

Товарищеская солидарность

2,63

IX

0,11

IX

Религиозные нужды

1,08

X

0,49

X

Сборы и налоги (обучение детей)

0,43

XI

0,03

XI

 

В общем, расположение в группах бюджетов одиноких совпадает. На первом месте стоит табак и алкоголь; на втором гигиена тела; на третьем и четвертом посылка денег на сторону и театр и т. д.

 

   

Семейные

Живущие в наемных квартирах

Живущие у владельцев мастерских

Живущие в собственном доме

Рублей расхода

Место по порядку

Рублей расхода

Место по порядку

Рублей расхода

Место по порядку

Табак и алкоголь

26,55

I

12,87

I

10,80

IV

Гигиена тела

18,91

II

10,50

II

22,89

I

Лечение

9,71

III

2,33

VI

11,18

III

Обучение детей

9,05

IV

0,67

X

14,56

11

Театр и зрелища

7,62

V

1,60

VIII

3,43

X

Культ.-просвет. нужды

6,76

VI

1,90

VII

7,63

VII

Мелкие расходы

6,27

VII

4,50

III

7,67

VI

Случайные расходы

6,16

VIII

2,83

IV

7,14

VIII

Посылка денег на сторону

5,92

IX

2,50

V

1,72

XI

Товарищеская солидарность

3,01

X

0,17

XII

5,47

IX

Сборы и налоги

1,58

XI

0,37

XI

10,32

V

Религиозные нужды

1,12

XII

0,69

IX

0,27

XII

 

Распределение расходов у семейных значительно отличается от распределения их у одиноких, хотя бы потому, что прибавилась новая статья расхода — обучение детей — у собственников, например, занимающая весьма важное (II) место. Посылка денег на сторону, напротив, у семейных теряет свое значение. Тем не менее есть и весьма существенное сходство, на которое необходимо обратить серьезное внимание. Первые два места, как и у одиноких, занимают наркотики и гигиена тела [...]. Последние три места, как у тех, так у и других, занимают — взаимопомощь, повинности и церковные нужды.

Середину занимают и тут и там культурно-просветительные нужды (газеты, журналы, книги, портреты и пр.), колеблющиеся между VI и VIII группами. Как у одиноких, отчасти и у семейных, культурно-просветительным нуждам предшествуют зрелища и театр.

Если предположить, что относительная роль затрат на удовлетворение отдельных потребностей соответствует относительной силе напряжения тех же потребностей, то мы можем сказать, что приведенное порядковое расположение затрат на отдельные потребности дает некоторое представление об интенсивности разных потребностей у рабочих. Если на первое место по удовлетворению элементарных потребностей выдвигаются наркотические вещества, то мы имеем основание заключить, что потребность в этих веществах является более напряженной, чем все остальные.

Мы имеем некоторую возможность проверить это заключение. Мы можем проследить изменение роли отдельных потребностей в зависимости от увеличения дохода. Каждая более высокая ступень доходной градации дает возможность более полного удовлетворения разных потребностей. Скованные рамками дохода потребности стремятся расшириться и действительно расширяются, лишь только раздвигаются рамки дохода. Но разные потребности расширяются неодинаково: одни в большей степени, другие в меньшей. В каком же порядке располагаются отдельные потребности при передвижке доходных групп? Очевидно, потребности, оставшиеся наименее удовлетворенными при низшей стадии дохода, будут расширяться энергичней остальных и вместе с тем будут отхватывать все большую долю дохода. Относительно элементарных потребностей мы уже это обстоятельство отметили. Мы видели, как энергично падает относительная доля расхода, поглощаемая пищей (закон Энгеля!), как отстают от продовольственных трат расходы на жилище, падающие не столь энергично (корректированный закон Швабе!). Мы видели далее по отношению к одежде характерное явление: в бюджетах семейных, где нужда особенно велика, расходы на одежду в процентном отношении возрастают во всех доходных группах, тогда как у одиноких, нужда которых меньше, в последней доходной группе обнаруживается падение процентной доли. Из этого мы вправе были сделать вывод, что у семейных потребность в приличном одеянии остается весьма интенсивной, потому что она не удовлетворена, стремится расшириться при первой возможности. Наоборот, у одиноких потребность эта более или менее удовлетворена и, несколько теряя в интенсивности, уступает место новым более сильным потребностям, отстоящим более далеко от первоначальных потребностей в пище и жилье.

Если это так, то мы должны иметь относительно первой в ряду неэлементарных потребностей — алкоголя и табака — такое движение кривой (см. прил. 3), изображающей рост расходов в зависимости от увеличения дохода: повышение ее у семейных, понижение у одиноких. Ибо раз у первых (у семейных) не насыщена более элементарная потребность в одежде, то не может быть речи о насыщении следующей по интенсивности потребности — в наркотике; раз у вторых (у одиноких) потребность в одежде удовлетворена более или менее полно, то возможно, что и следующая в ряду потребность — в наркотике — окажется насыщенной. Относительно следующей в ряду потребности — гигиены тела — мы должны иметь то же движение кривой.

И мы действительно, наблюдаем такое движение обеих кривых (см. прил. 3). Вот соответствующие процентные отношения:

 

Группа расхода

Живущие в наемных квартира

Табак и алкоголь

Гигиена тела

одинокие

семейные

одинокие

семейные

до 300

4,6

1,4

4,8

3,7

до 500

6,6

3,7

4,3

2,3

до 700

5,2

3,2

4,0

2,7

св. 700

4,5

4,2

4,0

2,8

 

Группа расхода

Живущие у владельцев

Одежда

Табак и алкоголь

Гигиена тела

до 200

15,4

7,0

5,3

до 300

15,4

12,3

5,9

до 400

17,6

13,9

6,1

 

У одиноких расходы на табак и алкоголь и на гигиену тела относительно падают. Наоборот, у семейных и те, и другие растут. На основании этого можно утверждать, что только одинокие, живущие самостоятельно, считают свою потребность в наркотике и гигиене более или менее удовлетворенной и прирост дохода затрачивают на более полное удовлетворение других потребностей. Семейные же и те из одиноких, которые живут у владельцев, не достигли того уровня материального благосостояния, при котором возможно относительное сокращение указанных расходов ради более полного удовлетворения других. Повышение культурного строения бюджета для семейных выражается в таких элементарных фактах, как улучшение одежды или увеличение расхода на алкоголь, табак и поддержку чистоты. Наоборот, для одиноких является некоторая возможность заботы о более высоких потребностях.

Если перейдем теперь к анализу изменений в удовлетворении высших потребностей в зависимости от увеличения дохода, мы должны будем сказать, что все эти расходы обнаруживают энергичную тенденцию роста как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Даже мелкие (почта, трамвай и пр.) и особенно случайные (поезда и т. д.) расходы, которые, казалось бы, должны находиться вне прямого соотношения с величиной дохода, правильно возрастают. Но особенно заметно возрастание расходов на культурно-просветительные нужды, на развлечения, на лечение и на взаимопомощь. Все эти расходы обнаруживают энергичный рост и в тех бюджетах, которые, видимо, поставлены наиболее благоприятно: очевидно, потребности эти нисколько не теряют в своей интенсивности и в более высоких группах и> оставаясь все время неудовлетворенными, давят на весь бюджет. Как ни сжимается рабочий в своих требованиях по отношению к питанию, жилищу и одежде, он не в состоянии выделить для высших культурных потребностей столько, сколько необходимо хотя бы для их минимального удовлетворения. Противоречие между наросшими потребностями и возможностью их удовлетворения сказывается в этом пункте особенно резко.