Глава 1. Односменные рабочие

А.М. Стопани Заработная плата и рабочий день бакинских нефтепромышленных рабочих в связи с уловиями работ на промыслах


 

Глава 1

 

ОДНОСМЕННЫЕ РАБОЧИЕ

 

Односменные рабочие, с которых и начнем наш очерк, составляют меньшую часть рабочих, именно, несколько более 1/3 общего их количества (37,4%) с колебаниями по производствам от 22,6% (подр. бур) до 99,8% (проч. под-собн. — главным образом механическое производство); в частности, в нефтедобывании они составляют 37%. Нефтедобывание вместе с нефтеперегонными заводами сосредотачивает 69,6% общего числа односменных рабочих.

Среди мастеровых односменные рабочие составляют 95%, среди чернорабочих 82,7%, среди мелких служащих 43%, среди рабочих буровых партий и по добыче их нет вовсе.

Исследование рабочего времени односменных рабочих позволяет определить продолжительность полного и чистого рабочего времени, с включением и без оного свободных перерывов на отдых и принятие пищи, самые размеры этих свободных перерывов, начальные и конечные часы работ, а равно и продолжительность обеденных перерывов. При этом все эти данные различаются в зависимости от летнего и зимнего времени, они приводятся отдельно — для первых 5 дней недели и предвоскресных или предпраздничных дней.

Разница между летней и зимней работой. Особенности бакинского климата таковы, что требуют различных распорядков в отношении рабочего дня для летнего и зимнего сезонов.

В громадном большинстве случаев зимний сезон считается с 1 сентября по 1 мая (значительно меньше — с 1 окт. по 1 апр.) и продолжается 8 мес. Большинство мастеровых, а также и чернорабочих работает по одним и тем же свисткам; большая часть тех и других начинает работу в летнее время раньше зимнего (66,8% раб.), меньшая часть — в те же часы (32,2%); оканчивают же работу большинство в те же часы, что и зимой (72,8%), а меньшая часть — раньше (25,1% раб.). Таким образом, у большинства односменных рабочих общая продолжительность рабочего дня больше летом, чем зимой, что, как увидим, происходит за счет большей продолжительности летом свободных перерывов; меньшая часть летом начинает и оканчивает работу раньше зимнего — при одинаковой общей продолжительности рабочего дня.

Летом работа начинается чаще в 6 часов (55% раб.), часть в 6 1/2 ч. (23%), зимой реже в 6 ч. (26%), чаще в 6 1/2 — 7 ч. (71%), оканчивается в 5 ч. (70— 75%) и 4 1/2 ч. (11—19%).

Таким образом, часть рабочих приспособляется к летней жаре путем удлинения свободных перерывов, часть — путем более раннего начала работы, что, конечно, мало помогает; часть же работает в те же часы, что и зимой. Эти последние группы находятся, следовательно, в условиях весьма невыгодных, усиливающих в нашу летнюю, хуже чем тропическую жару изнашиваемость организма рабочего, подверженность его всяческим заболеваниям. Вопрос о летней работе нуждается, таким образом, для местного района — в соответствующем упорядочении.

Три четверти служащих промысловых контор и администрации начинает летом работу в те же часы, что и зимой, и в 21% — раньше; около половины их начинает в 8 ч. утра (40—42%), остальные — раньше; оканчивает большая часть, как и мастеровые, — в 5 ч. (52—60%), а остальные большей частью в 6 и даже 8 часов вечера.

Полный рабочий день. Общая продолжительность (с утрен. до вечерн. свистков) полного рабочего времени односменных рабочих — 10—11 часов (90,3 — 93,4% раб.), в среднем 10 ч. 26 м. (10.35 летом и 10.21 зимой); разница между летней и зимней продолжительностью почти на 14 м. в пользу зимней. В нефтедобывании общая продолжительность рабочего дня — на 12 м. больше, чем в других производствах, — за счет перерыва на обед, в нефтедобывании более удлиненного (10 ч. 31 м. ср. с 10 ч. 18 м.).

Полный рабочий день служащих промысловых контор и администрации лишь немного менее, чем у мастеровых, он определяется для большинства служащих в 9—10,5 ч. (59,7%—72,2%).

Свободные перерывы. Влияние продолжительности и времени «свободных перерывов», т. е. перерывов на отдых и принятие пищи, на здоровье рабочих, их увечность столь же велико, как, пожалуй, сама продолжительность рабочего дня.

«Всякий профессиональный физический труд, раз он длится продолжительное время, сопровождается образованием ядовитых продуктов распада мышечного вещества, результатом чего является утомление организма. При этом замечено, что если мышца уже несколько утомлена, то дальнейшая работа истощает ее несравненно в большей степени, чем нормальным образом отдохнувшую мышцу. Поэтому непрерывный, скажем, 8-часовой труд должен быть признан более изнурительным и вредным, нежели 9—10 часовой, но с достаточным промежутком для отдыха»1.

Не подлежит сомнению влияние продолжительности свободных перерывов и на число травматических повреждений. Так, установлено, что на подземных работах в Южной России наименьшее число увечий приходится на первые 4 часа работы, в следующие 2 часа увечья быстро возрастают и доходят до максимума к концу следующих 2-х часов. К тому же выводу приводит и изучение общеимперской статистики, свидетельствующей, что число увечий достигает максимума ко времени обеденных перерывов, после чего ослабевает, а к концу работы вновь возрастает. Наш закон 97 г. предусматривает часовой перерыв лишь для работы, продолжающейся более 10 часов. В Австрии установлен 1,5-часовой, а в Венгрии — 2-часовой. Только последняя норма с физиологической точки зрения и признается удовлетворительной; с этой же точки зрения перерыв должен прийтись на середину рабочего дня (Швейцария)2.

Сейчас мы увидим, что этим нормам не удовлетворяет продолжительность свободных перерывов у односменных рабочих нефтяной промышленности и подсобных к ней предприятий; вахтенные же рабочие, составляющие громадное большинство, как увидим, находятся в этом отношении еще в более худших условиях.

Цифры нам говорят, что типичной продолжительностью свободного перерыва для односменных рабочих является часовой перерыв зимой (67,4% раб.), а летом 1,5 час. (50,3%); следующая по распространенности продолжительность — для зимнего времени 1,5 часа (30,3% раб.), а для летнего — 2 ч. (21,7%) и 1 час (28%); зимой по 2 ч. отдыхают лишь 2,3% рабочих.

Таким образом, совершенно далеки от физиологической нормы в зимнее время до 2/3 односменных рабочих (с часовым перерывом), а в летнее — до 28%; удовлетворяет ей вполне — летом 21,7%, зимой лишь 2,3%. Выше мы упоминали, что это удлинение летнего «свободного перерыва» происходит за счет общего удлинения рабочего дня, а не сокращения его.

В отношении продолжительности свободных перерывов рабочие нефтедо-бывания находятся в значительно лучших условиях, чем рабочие других производств; эти последние имеют часовой перерыв для 83,6% рабочих, а нефтепромышленные — часовой лишь для 46,9% и 1,5-часов. для 36,3%, 2 часа для 21,7%.

Часовой перерыв распространен значительнее на Биби-Эйбате (83,6%), а в Балаханах часовой и 1,5-часовой перерыв распространены почти одинаково. Выше мы останавливались на свободном перерыве для первых 5 дней недели. В предвоскресные же дни, когда работа кончается на час раньше, для 33% рабочих в 14,9% предприятий — свободные перерывы отсутствуют вовсе; в частности, в нефтедобывании это отсутствие свободных перерывов особенно характерно (для 53,6% рабочих, сравнит, с 2,3% в проч. производ.). Рабочие, в предвоскресные дни не пользующиеся перерывом для отдыха и обеда, кончают работу на соответствующее принятому размеру перерыва число часов раньше.

Типичным временем для свободного перерыва является время от 12 до 1 ч. 30 м. или до 1 ч. пополудни, смотря по продолжительности перерыва. Из конторских служащих и администрации 9,9% вовсе не пользуются свободным перерывом; продолжительность этого перерыва у конторских служащих и администрации в общем более, чем у рабочих; так, 56,7% имеет 2 и более часа, а среди них 39,9% — 3—4 часа.

Кроме того, односменные рабочие в некоторой своей части (36,3% в 35,8% фирм) пользуются между 8 и 8,5 часами маленьким получасовым перерывом на завтрак, что характерно преимущественно для рабочих нефтедобывающих фирм (55,8% их сравнит, с 13,1% у прочих). Этот перерыв договором не предусмотрен и есть как бы результат безмолвного соглашения; о существовании этого перерыва в наиболее крупных фирмах нет указаний.

Чистый рабочий день (за вычетом перерывов). Продолжительность рабочего дня для нефтепром. рабочих нормируется в п. 1—3 декабрьского договора (1904 г.), определяющего в обычные дни 9-часовой рабочий день, а в кануны воскресных и праздничных дней — 8-часовой; для рабочих механич. заводов 9-часовой рабочий день был установлен позднее — после забастовок начала 1905 г.

Выясняется, что норма декабрьского договора является для 1907 г. далеко не сплошным явлением и имеет уклонения в разные стороны.

Согласно декабрьской норме, рабочий день в первые 5 дней недели имеет от 79,9—81,3% (летом и зимой) мастеровых, 72,2—70,9% чернорабочих и 81,5% мелких служащих (из работающих односменно); затем из оставшейся части мастеровых большинство их работает ниже нормы (18,4—16,7%), выше нормы до 2% мастеровых, 6,6% чернорабочих и 10% мелких служащих.

Большинство работающих менее декабрьской нормы заняты в нефтедобывании, а выше ее — в переработке нефти и в подрядном бурении.

В субботние и праздничные дни согласно норме работают лишь 60,5% рабочих, 33,2% — ниже ее, 6,3% выше.

Если, сообразуясь с декабрьским договором, за нормальное число часов недельной работы считать 53 часа, то, согласно ему, работает мастеровых 70,2 — 72,8% (летом и зимой), чернорабочих — 67,9—58,1%, ниже ее 24,4— 5,5% мастеровых и 24,1—30,1% чернорабочих и выше — 4,7— 2,8% мастеровых и 8,0—11,8% чернорабочих.

Средняя продолжительность чистого рабочего времени односменных рабочих колеблется в среднем за 6 дней недели от 8 ч. 42 м. до 8 ч. 50 м. в день (мастеровые и мелкие служащие) и от 52 ч. 10 м. до 53 ч. в неделю; в среднем для всех профессий односменных рабочих продолжительность рабочего времени — 8 ч. 43 м. в день и 52 ч. 18 м. в неделю — менее нормальной (договорной) на 7 минут в день и 42 м. в неделю. С присоединением сравнительно небольших групп вахтенных мастеров, чернорабочих и мелких служащих — продолжительность рабочего дня увеличится — недельного до 53 ч. 54 м.

В частности, у односменных рабочих нефтедобывающих фирм продолжительность недельного рабочего времени менее установленного декабрьским договором — на 1 ч., у рабочих механических заводов — на 36 м., в остальных производствах почти совпадает с нормальной.

Средняя продолжительность чистого рабочего времени конторских служащих и администрации дневная 7 ч. 11 м., недельная 43 ч. 06 м., с колебаниями по производствам от 6 ч. 14 м. (нефт. зав.) до 8 ч. 22 м. (подрядное бур.).

Число рабочих часов в году у односменных рабочих Бакинского района и остальной России. Число праздничных и воскресных дней в среднем определяется для односменных рабочих в 75 (52 воскресных дня и 23 праздничных); таким образом, для невисокосного года число рабочих дней будет 290 или 24,2 в месяц. Согласно приведенному расчету и данным о дневной продолжительности рабочего времени, число рабочих часов для групп односменных рабочих определится для целого года цифрой 2505, по отдельным профессиям от 2500 (мастеровые) и до 2535 (низшие служащие) с колебаниями по производствам от 2490 (нефтедобыв.) до 2542 (нефтеперег. зав. и подрядн. бур.).

Сравнивая продолжительность рабочего дня мастеровых бакинского неф-тепром. района и прочей России, окажется, что у первых она меньше почти на 7 часов в неделю, или на 11,4% (52 ч. 18 м. сравнит с 59 ч.), и на 4 недели в год (2510 ч. сравн. с 2720 ч.), или на 7,8%; годовая разница — меньше недельной благодаря меньшему числу рабочих дней в России (280 дн.), сравнительно с Баку (290 дней)...

По данным, собранным первой конференцией профессиональных союзов рабочих по обработке металлов, происходившей в феврале 1907 г., продолжительность рабочего времени представляется в следующем виде.

 

 

Часы

С.-Петербург

8-10.5

Тверь

10

Москва

9-10

Смоленск

9-10

Тула

8

Витебск

9

Саратов

10

Орехово-Зуево

10

Келлерово

10

Киржач

10

Павловский Посад

10

Мытищи

9

Серпухов

9.5

Донецкий бассейн

9.5

Луганск

9

Мастерские и депо казен. ж.д.

9

Заметим, что значительная часть уклонений от декабрьского договора объясняется существованием перерыва на завтрак, что и создает продолжительность рабочего дня несколько ниже 9-часовой. И если в нефтяной промышленности продолжительность рабочего дня к настоящему времени в общем остается на уровне декабрьского договора, то того же далеко нельзя сказать про механическое производство, где уже было немало случаев установления преднего 10-часового рабочего дня.

В связи с веяниями последнего времени в области нефтяной промышленности следует отметить также стремление к усилению интенсификации труда как мастеровых, так и других групп рабочих; стремление это проявляется в сокращении прежде бывших штатов рабочих за счет усиления производительности труда оставшихся. Это с одной стороны. Затем, о преимуществах рабочего дня бакинского рабочего, более короткого, чем в остальной России, можно было бы говорить в полной мере лишь в том случае, если бы имелось там и здесь равенство климатических и жилищных условий. Не будем останавливаться на разнице климатических условий; она сама собой понятна, по крайней мере для целой 1/4 года...

Благодаря неурегулированности жилищного вопроса промысловых рабочих, ставшей хронической, многие из рабочих биби-эйбатских и балаханских (особенно мастеровые) принуждены жить в черте городского района или же в селениях, не близко расположенных от мест их работы.

Понятно отсюда, что рабочий день таких рабочих должен исчисляться не 9 часами, а примерно 11-ю; вне семьи и дома такие рабочие должны оставаться не 10—11 ч., а 12—13 часов.

Жилищный вопрос является, таким образом, как бы частью вопроса о продолжительности рабочего времени.


 Цитируем по К.Пажитнову «Необходимость законодат. нормировки свободных перерывов» (Т.-п. газета.).

 Д-р П.М. Дондаров в своем докладе, основанном на 800 случаях увечий нефтепр. рабочих, констатирует: «По времени суток несчастные случаи на бакинских промыслах распределяются так, что с начала работ (утром) число несчастных случаев нарастает по мере утомления рабочих и достигает наибольшей величины в полдень, перед обеденным перерывом, а затем после обеденного отдыха, начинаясь сравнительно небольшим количеством, вновь нарастает к вечеру, но уже не в таком размере, как в полдень». Этот факт, говорится в докладе, вызывает необходимость в сокращении рабочего дня до нормального минимума в целях уменьшения несчастных случаев». Доклад прочитан в местной Комиссии пр. гигиены. (Цитируем по «Рус. вед.», № 83.)