Глава 1. Общее знакомство с вопросом о заработной плате рабочих Бакинского нефтепромышленного района

А.М. Стопани Заработная плата и рабочий день бакинских нефтепромышленных рабочих в связи с уловиями работ на промыслах


Глава 1

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ВОПРОСОМ О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОЧИХ БАКИНСКОГО НЕФТЕПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА

 

Вопрос о заработной плате является одним из наболевших вопросов нефтепромышленной жизни последних лет, что объясняется как особенностями нефтяной промышленности с ее не всегда ожидаемыми резкими скачками от ажиотажа до нормального уровня или ниже его, так и отчасти — самостоятельными причинами; эти последние кроются в сложности составных частей общего заработка рабочих, неопределенности и крайней неустойчивости его размера.

Все сказанное станет ясным, если только не забывать, что в размере общего заработка нефтепромышленного рабочего твердая (основная) заработная плата составляла в конце 1907 г., а также в значительной степени составляет и теперь, лишь две трети; остальная же одна треть набирается из различных, если можно так выразиться, «суррогатов» заработной платы: наградных, этого типично бакинского способа оплаты труда, частью квартирных, всяких видов натурального довольствия, банных и проч.

И притом на все эти «добавочные» к основной заработной плате обе стороны, и рабочие и работодатели, имеют взгляды взаимопротиворечащие: одни считают их — ив силу давности и бывших договорных соглашений (1904— 1905 гг.), а также в силу все возрастающей дороговизны жизни — неотъемлемой частью своего заработка; другая же сторона, предприниматель, склонна смотреть на все эти добавочные вроде как на добровольное даяние, которое можно дать или не дать в зависимости от состояния дел, силы натиска рабочих, и совсем не считается с тем, что уже не так-то легко и просто расстаться рабочему с известным, привычным бюджетом...

Отсюда должно быть понятно, каким постоянно кипучим «котлом» должна быть атмосфера, создавшаяся вокруг вопроса о заработной плате. Можно смело сказать, что если гвоздем забастовочного движения 1903—1904 гг. был вопрос о продолжительности рабочего дня и общекультурных улучшениях жизни на промыслах, то через все последующее забастовочное движение — 1906—1908 гг. — красной нитью проходят вопросы заработной платы преимущественно...

И это последующее забастовочное движение далеко не случайно совпало с неимоверно усилившейся в последние годы дороговизной всех продуктов первейшей необходимости.

Достаточно сказать, что пункты, так или иначе относящиеся к заработной плате, содержались в значительном большинстве требований забастовок 1907— 1908 гг.: в 87% требований первого полугодия 1907 г. и в 64% — 1908 г.; при этом в 32,6—41% требований вопросы заработной платы служили исключительным поводом к забастовкам1.

В 1906 г. наиболее, если можно так выразиться, «Забастовочном» из последнего трехлетия, вопросы заработной платы играли еще большую роль (см., между прочим, требования этого рода в книге В. Фролова «Забаст. движ. в 1903—1906 гг.», также общие требования, предъявленные 23 декабря 1906 г., в материалах для совещания о топливе).

Таким образом, в том 70-миллионном недоборе нефти (на 18 млн.р.), какой произошел благодаря забастовкам 1906—1908 гг., запутанность вопроса о заработной плате, неудовлетворенность им рабочих играли немалую роль; та же причина играла преобладающую роль и в потере вследствие забастовок за это трехлетие 1,75 м. рабочих дней приблизительно на 1,5 млн. р. — иногда дней всяческих недоеданий и заболеваний. Если исходить из этих расчетов, то окажется, что благодаря неурегулированности вопроса о заработной плате нефтяная промышленность и все круги, соприкасающиеся с ней, поплатились по меньшей мере 15—16 млн. р.2

Современное затишье забастовочного движения еще не означает, конечно, что «котел», бурливший ряд лет, остыл за оскудением под ним топлива. Остыть он, судя по историческим примерам, конечно, не мог, ибо если текущий год в отношении вопросов заработной платы что и дал, то отнюдь не решение этого вопроса, а разве что его «упрощение».

Мы обозначаем этим последним термином тенденцию, наблюдаемую за последнее время на промыслах, — ограничить заработок рабочего по возможности одной твердой заработной платой и в лучшем случае с оставлением квартирных, без надлежащей компенсации.


 Цитируем по своим статьям «Забастовки за 1-е полугодие 1907г.», «Забаст. за 1-е полуг. 1908г.».

 В среднем до 75% (64—87) требований включают неудовлетворенность рабочих зараб. платой; отсюда, из 20 м. р. общей суммы потерь от забастовок за 3 года, на долю забастовок, связан, с зараб. платой, придется до 15 млн. р.