Ж. Разъезды и почта

М. Давыдович Петербургский текстильный рабочий


Ж. РАЗЪЕЗДЫ И ПОЧТА

 

С гигиеной и медициной мы закончили рассмотрение расходов физического содержания и переходим к расходам так называемого культурного, или духовного, характера. Первый из них — это два способа — личного и письменного — общения между людьми.

Они объединены нами в одной рубрике, и оба вместе отнимают очень незначительные суммы, как видно отсюда.

 

Группы бюджетов

Расход в руб. на бюджет на:

Разъезды

Почту

Итого

В %% к прих.

Разъезды

Почту

Итого

В %% к прих.

Одинокие:

Рядовые

Передовые

женщины

5.72

1.40

7.12

2.37

3.60

3.00

6.60

2.43

мужчины

2.32

1.50

3.82

1.14

Рабочие с семьей в дер.

1.60

2.70

4.30

1.30

4.90

2.17

7.07

2.35

Неполные семьи

0.80

1.95

2.75

1.01

Полные:

С мат. на фабр.

С мат. дома

группа I

0.43

0.37

0.80

0.22

II

0.93

0.93

0.15

0.67

0.83

1.50

0.27

III

0.96

0.41

1.37

0.20

1.50

1.65

3.15

0.46

IV

3.37

2.36

5.73

0.77

 

Значение общей интеллигентности и, затем, как всегда, материальной состоятельности открыто выступает и здесь. Бедные и меньше пишут и больше предпочитают пешее хождение. Что касается писания, то здесь дело в том, что деревня, в которую пишутся письма, привыкла получать их из города «со вложением», когда влагать нечего, то и переписка не принимает значительных размеров. И именно постоянным отсылом денег объясняются относительно большие почтовые расходы у рабочих с семьей в деревне. Тому же обстоятельству, но в специфической обстановки постоянной помощи ( в одной из трех семей) высланному из столицы члену семьи обязана своим происхождением случайная, непомерно большая сумма почтовых расходов в женских семьях. Причем в этом специальном случае почтовые расходы составились не только из личных расходов семьи по посылке денег и вещей, но и из оплаты присланных без марок писем. А почтовый расход в данной семье — 4,52 р. — является наивысшим в таблицах. В совсем оторванных от деревни семьях вся годичная переписка исчерпывается заказным письмом в волость с препровождением старого паспорта и с просьбой о высылке нового. Шесть бюджетов из всех 41, или почти 15%, исчерпывают свои отношения к почте таким образом: из них один — одинокий и пять — семейных. И только частью произвол волостных правлений, не выдающих долгосрочных паспортов, а больше произвол фабричных контор, делающих при расчетах на паспортах пометки, с которыми потом трудно поступить на другую фабрику, держат рабочего на годичных паспортах и тем дают для статистики одно почтовое отправление. Но в таблицах есть семья и с долгосрочным паспортом, — и расход на почту у нее равен нулю.

Для вычисления количества почтовых отправлений, как теперь ясно, необходимо принимать очень высокую расценку: по нашему мнению — около 15 к., что равно стоимости почтового перевода и заказного письма. Мы останавливаемся на переводе как на среднем, потому что деньги очень часто отправляются не переводами, а в денежных письмах, обходящихся значительно дороже. Нельзя, однако, думать, что наш рабочий делает это последнее по неведению: наоборот, им руководит экономический расчет. На переводном бланке он расписаться обстоятельно, как того требуют деревенские конвенансы, не может, и ему пришлось бы отправлять письмо особо. А последнее рабочему обходится на целую треть дороже, чем обыкновенному обывателю. Ибо вот — расценка мелочной лавочки: лист почтовой бумаги — 1 к., конверт — 1 к., семикопеечная марка — 8 к. Итого 10 к. вместо следуемых 7,5. Открытые письма также не годятся и почти не встречаются у рабочих. В наших бюджетах имеется всего лишь одна молодая девица, рассылающая открытки «кавалерам» к праздникам и первоапрельские, всего на сумму около 80 к. Принимая, таким образом, стоимость одного отправления в 15 к., найдем, что на семью среднего достатка приходится 9—11 отправлений — по два приблизительно отправления на 1 человека. Считая и получения, находим, что при всем том петербургский рабочий стоит выше средней для России, которая, по проф. Озерову, равна 2 письмам на человека.

Что касается разъездов, то помимо передовых рабочих, тратящих наибольшие суммы, мы можем указать еще на семьи с матерью дома, которые, при равном доходе, расходуют по этой статье значительно большие суммы, чем семьи с матерью на фабрике, — если только слово «большие» приложимо вообще к тем мизерным цифрам, которые мы видим у семей в таблице. Добавим, что 3 одиноких (20%) и 16 семей (60%, в том числе 2 женских, — 66,7%, 9 с матерью на фабрике — 70% и 5 с матерью дома — 45%) вовсе не имеют расходов на разъезды. Вот как доступны рабочему трамваи и вот, нужно прибавить, сколько у него времени для разъездов.