Глава 1. Организация анкеты

С. Н. Прокопович Бюджеты петербургских рабочих (по данным анкеты, произведенной 12-м (содействия труду) отделом ИРТО)1

 

Глава I

ОРГАНИЗАЦИЯ АНКЕТЫ

 
Проект «опросного листка о рабочем бюджете», составленный мною, был рассмотрен и переработан в анкетной комиссии при 12-м отд. Имп. Русского технического общества, в которой, наряду с членами 12-м отд., принимали участие также представители профессиональных союзов. В феврале и марте 1908 г. опросный лист был отпечатан приблизительно в 6 000экземплярах и распространен среди членов профессиональных союзов, рабочих обществ самообразования, школ для взрослых рабочих и рабочих потребительских обществ.
 
Выработка программы вопросов представила большие трудности. В виду того, что среди петербургских рабочих почти совершенно отсутствует запись расходов, возможность учета действительно произведенных расходов была совершенно исключена. Пришлось ограничиться учетом субъективных оценок произведенных расходов, т. е. последовать примеру Берлинского статистического бюро, которое пыталось сначала получить сведения о рабочих бюджетах путем раздачи расходных книжек, в которых должны были заноситься все расходы по мере их производства; когда же выяснилось, что этот путь непрактичен, отказалось от него и прибегло в 1903 г. к анкетному способу собирания сведений. Проф. Гиршберг замечает по этому поводу в предисловии к статистике заработной платы и бюджетов берлинских рабочих в 1903 г.: «Правильная постановка дела требовала бы просмотра приходо-расходных книг, чтобы выбрать из них данные о действительно произведенных расходах. В прежние годы делались попытки получить нужные статистические сведения этим точным путем. Статистическое бюро раздавало рабочим расходные книги, просило аккуратно заполнять их в течение года и собирало их по истечении этого срока. К сожалению, несмотря на значительное число розданных книг, вначале поступили обратно в статистическое бюро только несколько заполненных расходных книг, а потом - книги эти совершенно не возвращались. Поэтому дальнейшие попытки в этом направлении были бесполезны».
 
«При подобных обстоятельствах статистическое бюро решилось... собрать нужный материал путем заполнения опрашиваемыми опросных листков за истекший год в конце года, безразлично, велась ли семьею приходо-расходная книга или нет. Само собою разумеется, что данные относительно отдельных статей расхода, поскольку они не основаны на приходо-расходных книгах, имеют лишь относительную ценность. Такие данные представляют собою оценку вместо счета, мнение о фактах вместо самих фактов. Но положение дел было таково, что нужно было или совершенно отказаться от этой важной части статистики, уже в течение 25 лет включенной в число задач статистического бюро, или же сделать попытку, быть может с некоторым ущербом для точности, собрать большое число субъективных суждений о расходных бюджетах и достичь таким образом ту цель, которая оказалась недостижимой путем счета действительно произведенных расходов. В этих целях было роздано несколько тысяч опросных листков профессиональным союзам рабочих».
 
Несмотря на такую постановку вопроса, в Берлине не удалось получить ни одного бюджета коечника, хотя число рабочих, занимающих койки (Schlafstelle), достигает 100 000 чел. Таким образом, низшие слои рабочего класса в Берлине не были охвачены анкетой.
 
В нашей анкете мы допустили только одно существенное отступление от берлинской анкеты: мы спрашивали о расходах не в течение последнего года, а, по большинству расходных статей, только за последний месяц. Это отступление оправдывается меньшим навыком петербургского рабочего, по сравнению с берлинским, к учету производимых расходов. Напомним, что бельгийская анкета 1891 г. также спрашивала о приходах и расходах за один месяц, а не целый год.
 
Мы должны откровенно признать, что в бюджетной статистике метод точного счета произведенных расходов применим лишь по отношению к наиболее культурным, хорошо оплачиваемым слоям рабочего класса. Если же мы хотим познакомиться с бюджетами низших слоев рабочего класса, мы вынуждены довольствоваться методом учета субъективных оценок произведенных расходов2. Если первый метод неприменим - или мало применим - даже в Германии, при известной аккуратности немецких рабочих, то в России о нем не может быть и речи. Один из опрошенных делает по этому поводу след. замечание: «Я вполне уверен, что вам и сотой доли не узнать, по справедливости, сколько рабочий проживает и какие у него средние заработки, потому что рабочий смотрит на все это (т. е. подобные вопросы) с большим недоверием, это раз, а во-вторых, в рабочей среде редкость, если кто ведет подсчет домашних и вне домашних расходов, он знает только, что ему не хватает заработка». Еще решительнее замечание другого рабочего: «Прочитав анкету, я убедился, что мало рабочих дадут добросовестные ответы, так как в большинстве случаев рабочие даже и себе не отдают никакого отчета о своем бюджете и потому им трудно ответить. Большинство рабочих ответить не могут по случаю их беспечной жизни».
 
На розданные опросные листки поступило 1016 ответов. Из этого числа только 632 ответа подвергнуты были счетной обработке3, остальные признаны неудовлетворительными и разработке не подлежащими. Нами исключены:
 
1. Ответы с неопределенным семейным составом. Встречаются бланки, на которых вовсе не указано число членов семьи, живущих с рабочим; на других - занесены в это число лица, живущие в деревне или на стороне. Для некоторых бланков было невозможно определить, к какому числу лиц относятся расходы. Бывали и такие бланки, часть расходов которых относилась к одному лицу, другая же часть - к нескольким. Исключены также бланки рабочих, работающих только несколько месяцев в городе, а остальную часть года проживающих в деревне, или семья которых живет часть года в городе, а другую часть - в деревне, так как годовые расходы таких рабочих не поддавались определению.
2. Все ответы неполные, в которых отсутствуют сведения по одной из трех главных расходных статей: на жилище, одежду или пищу, или же ответы даны не в рублях и копейках, а в % от общего заработка; исключение допущено только для одного бланка одинокого, живущего на казенной квартире, с которого вычитается за квартиру 10% жалованья.
3. Ответы рабочих, живущих в собственных домах. Таких оказалось 5 чел. - число слишком ничтожное для образования самостоятельной группы.
4. Бланки, многие вопросы которых оставлены вовсе без ответа, и такие, которые заключают в себе ответы явно неверные, когда, например, расход по одной лишь статье - на одежду, на пищу или на водку, пиво и табак - равняется всему заработку рабочего и т. д.
5. Так как в опросный лист наряду с вопросами о расходах включен также вопрос о ежемесячном заработке и пр. доходах, то представилась возможность устранить те бланки, в которых сумма расходов чрезмерно превышала сумму доходов. Пределом допустимого превышения расходов над доходами принято 20%. Выше этой нормы не исключались только бланки, в которых был указан источник, из которого покрывался дефицит: «покрывает отец», «случайным заработком во время безработицы», «сверхурочными работами», «работаю по вечерам на дому», «сбережениями прежних лет (до женитьбы)» и т. д., или заработок последнего месяца значительно превышает среднюю годовую норму месячного заработка.
 
Непринятые к сводке ответы ясно показывают, что многие рабочие совершенно не отдают себе отчета о действительном размере своих расходов по отдельным статьям.
 
Естественно возникают вопросы, удовлетворителен ли наш материал как в количественном, так и в качественном отношении, и можно ли полагаться на выводы, добытые путем его обработки?
 
Начнем с первого вопроса о количестве ответов. Достаточно ли 632 (или 570, см. ниже) ответов для изучения бюджетов рабочих? Ответ мы сможем почерпнуть из сравнения этого числа с числом ответов, которым пользовались западноевропейские анкеты. Бельгийская анкета 1853 г. дала 199 ответов; вторая анкета 1891 г. дала 188 ответов. Силезская анкета 1875 г. собрала 235 ответов, анкета в Верхней Силезии в 1891-1892 гг. дала 450 ответов. Нюрнбергская анкета 1899 г. собрала 44 ответа, берлинская 1903 г. - 908 ответов. Таким образом, только берлинская анкета 1903 г. располагала большим числом ответов, чем наша. Следовательно, количество ответов должно быть признано вполне достаточным.
Что касается качества ответов, то наш материал характеризуется прежде всего тем обстоятельством, что расходы 632 опрошенных на 2.9% превышают их доходы; далее, мы считали возможным включить в обработку даже такие бланки, в которых превышение расходов над доходами равнялось 20%; в тех случаях, когда были указания на источники покрытия дефицита, признавались годными бланки с более чем 20% дефицита. Все эти бланки с дефицитами, ничем не покрываемыми, несомненно, значительно понижают качество нашего материала. Посмотрим, каким материалом пользовались другие анкеты. В 199 бюджетах бельгийской анкеты 1853 г. расходы превышают доходы на 6,43%; 32 бюджета, 16,1% общего числа, сведены с дефицитом, достигающим 20% и более; встречаются дефициты в 46, 47, 53, 55 и 57 % расходного бюджета. В 188 бюджетах бельгийской анкеты 1891 г. дефицит равен 3,6%. 24 бланка, 12.7% общего числа, сведены с дефицитом в 20% и более; встречаются дефициты в 41, 42, 44, 51 и 52% расходного бюджета. В силезской анкете 1875 г. 10 бюджетов сведены с дефицитом в 20% и более; встречаются дефициты в 31 и 32%. В другой силезской анкете, 1891-1892 гг., также 10 бюджетов имеют дефицит более 20%; в одном бюджете дефицит достигает 34,7%. В берлинской анкете 1903 г. средний дефицит равен только 0,98%. Но для отдельных бюджетов дефицит достигает 10, 11, 12 и даже 13%. Таким образом, если наш материал и хуже берлинского, - что вполне естественно, принимая во внимание разницу в культурном уровне петербургского и берлинского рабочего, - то, во всяком случае, не настолько, чтобы сравнение результатов двух анкет было невозможно. Что же касается бельгийских анкет, то наш материал бесспорно и в количественном, и в качественном отношении стоит выше собранного в Бельгии в 1853 и 1891 гг.
 
Поэтому на поставленный выше вопрос мы, не закрывая глаз на недостатки нашего материала, должны ответить положительно.
 
Сведения собирались нами по следующему опросному листу:
 
Опросный листок о рабочем бюджете
 
Так как задача исследования - выяснить нормальный бюджет рабочего, то ответы желательно получить только от рабочих, не менявших в течение последнего года своей профессии и не страдавших в значительной степени от безработицы. Если на какой-нибудь вопрос затруднитесь дать точный ответ, дайте приблизительный, - но непременно в таком случае обозначьте, что ответ носит приблизительный характер, - например, на освещение зимою в месяц тратите приблизительно 80 коп. Ответ просим прислать не позже 10 марта 1908 г. в Императорское Русское техническое общество, Соляной Городок (Пантелеймонская 2), Представителю 12-го отдела.
 
Вопросы.
1. Ваше занятие или промысел.
2. Имеете ли: 1) надел в деревне, или
2) купчую землю и
3) ведете ли на них хозяйство.
3. Имя и возраст каждого члена семьи (законной или незаконной), живущего с Вами.
Имя
Возраст
 
 
4. Живете ли вы на вольной квартире или на хозяйской.
5. Что занимаете: квартиру, комнату, угол, койку.
6. Если Вы живете на хозяйской квартире, то вычитает ли хозяин с Вас за квартиру и сколько в месяц.
7. Если живете на вольной квартире, сколько платите в месяц.
8. Сколько тратите в месяц зимою на топливо, если топливо не входит в плату за квартиру.
9. Сколько тратите в месяц зимою на освещение, если освещение не входит в плату за квартиру.
10. Сколько расходуете в год на:
1) мебель и
2) домашнюю утварь и посуду.
11. Сколько тратите Вы и живущие с Вами члены семьи в год на:
1) одежду,
2) обувь и
3) белье.
12. Какие предметы одежды, обуви и белья покупаете поношенными.
13.Если живете на хозяйских харчах, то что дает Вам хозяин - завтрак, обед, ужин, чай.
14. Сколько вычитает хозяин за харчи в месяц.
15. Если живете на хозяйских харчах, то сколько тратите на харчи (не считая водки) в месяц, в дополнение к хозяйским харчам.
16. Если живете на вольных харчах, то сколько тратите Вы и члены Вашей семьи, живущие с Вами, на завтрак, обед, ужин и чай в месяц.
17. Какой обед имеете вы - домашний, артельный или трактирный.
18. Покупаете съестные припасы на наличные или в долг на книжку.
19. Если в долг, то как велик в настоящее время долг в лавочку.
20. Сколько тратите Вы и Ваша семья в месяц на пиво, водку и табак.
21. Сколько тратите Вы и Ваша семья в месяц на баню и парикмахера.
22. Сколько тратите Вы и Ваша семья в месяц на стирку белья и мыло.
23. Сколько расходуете в месяц:
1) на газеты и книжки,
2) на картинки, открытки и проч.
24. Сколько тратите в месяц на обучение детей.
25. Сколько тратите в месяц:
1) на взносы в рабочий клуб и посещение лекций,
2) на взносы в профессиональный союз и кассу взаимопомощи
3) на сборы в помощь товарищам и т. д.
26. Сколько тратите в год на лечение себя и семьи, на докторов и лекарства.
27. Сколько тратите Вы, вместе с семьей, в месяц на театры, зрелища, увеселительные сады.
28. Играете ли на бильярде, в карты и др. игры, сколько тратите в месяц.
29. Сколько тратите вместе с семьей в год на церковные требы, восковые свечи и пр.
30. Посылаете ли деньги семье и родным, живущим на стороне, сколько в год и где они живут (в деревне, в городе).
31. Сколько платите в год поземельных и волостных сборов.
32. Сколько платите в год:
1) больничного и адресного сборов и
2) квартирного налога.
33. Ваши прочие расходы - в год (например, покупка инструмента, уплата старых долгов и др.).
Имя
Сколько зарабатывает в месяц
Сколько месяцев работает в году
 
 
 
34. Сколько заработали в последний месяц.
35. Сколько обычно за последний год зарабатываете в среднем за месяц работы.
36. Если работа Ваша сезонная, то сколько месяцев в году Вы работаете.
37. Сколько зарабатывают в месяц остальные члены семьи, каждый отдельно, сколько месяцев в году имеют заработок.
38. Какие еще и сколько других доходов в год имеете Вы и члены Вашей семьи, живущие с Вами.
39. Если расходы Ваши и Вашей семьи превышают Ваши доходы, как покрываете Вы образовавшуюся нехватку?
40. Если, напротив, доходы Ваши и Вашей семьи превышают Ваши расходы, что делаете Вы с сбережениями (отдаете в долг, кладете на книжку в сберегательную кассу и т. д.).
Дополнительные замечания
Поступившие ответы показали, что некоторые вопросы неудачно редактированы или неправильно расположены. Выяснилась необходимость следующих изменений в опросном листе:
1. В обращении к опрашиваемым выкинуть требование обозначения приблизительного характера ответа и прибавить: ответы желательно получить только от рабочих, живших круглый год в Петербурге, и члены семей которых жили круглый год или в Петербурге, или вне Петербурга. При определении величины расходов и доходов не забудьте включить расходы и доходы членов семьи, живущих с вами. Если семья не живет с вами, ее расходы и доходы включать не надо.
2. В вопросе 3-м «законной или незаконной семьи» заменить словами - «брачной или внебрачной семьи». Где спрашивается имя, прибавить в скобках: (фамилию писать не нужно).
3. После вопроса 3-го поставить новый вопрос: имя и возраст каждого члена вашей семьи, живущего вне Петербурга.
4. В вопросе 4-м и 6-м после слова «хозяйской» прибавить в скобках (городской, казенной). После слова «хозяин» поставить в скобках (город, казна).
5. После вопроса 7-го поставить новый вопрос: если пускаете жильцов, сколько получаете с них в месяц за квартиру.
6. Дополнить вопрос 8-й: сколько месяцев считаете зимними.
7. Новый вопрос: сколько тратите в месяц на топливо летом.
8. Дополнить вопрос 9-й: сколько месяцев считаете зимними.
9. Новый вопрос: сколько тратите в месяц на освещение летом.
10. Дополнить вопрос 10-й: расходы на покупку и починку мебели.
11. Дополнить вопрос 11-й: расходы на постельное белье, подушки, одеяла и пр., головные уборы - шапки, шляпы и т. д.
12. Изменить редакцию вопроса 17-го: какой обед имеете Вы - домашний (частный, артельный) или трактирный?
13. Дополнить вопрос 21-й: расходы на мыло для себя.
14. Дополнить вопрос 22-й: сколько тратите на стирку белья (мыло, синьку, поденщицу и т. д.).
15. Новый вопрос: не входит ли стирка белья в плату за квартиру?
16. Изменить редакцию вопроса 23-го: 2)на картины, портреты и т. д.
17. Из вопроса 27-го вычеркнуть расходы на увеселительные сады, вставить расходы на кинематограф.
18. Дополнить вопрос 29-й: расходы на крестины, похороны и т. д.
19. Из вопроса 30-го вычеркнуть: где они живут (в деревне, в городе).
20. Вопрос 2-й вычеркнуть, а после вопроса 30-го поставить новый вопрос: имеете ли 1) хозяйство в деревне, 2) надельную или купчую землю, 3) родных в деревне.
21. Изменить и дополнить вопрос 31. и 32: Сколько платите в год: 1) больничного сбора, 2) адресного сбора, 3) за прописку паспорта, 4) квартирного налога, 5) поземельных и волосных сборов (сверх денег, посылаемых родным), 6) сборов в мещанскую и ремесленную управу и т. д.
22. Изменить вопрос 33-й: ваши прочие расходы в год на почту, на трамваи и извозчиков, на поездки за город и в деревню, на холостые расходы, на инструмент и т.д.
23. Вопрос 40-й излишен.
24. Все вопросы, на которые желательно получить раздельные ответы, должны быть поставлены как самостоятельные, отдельные вопросы, а не как подразделения общего вопроса.
Более подробное обследование жилищных условий и питания рабочих в общей бюджетной анкете настолько расширило бы и осложнило программу, что представляется делом нецелесообразным. Эти вопросы требуют самостоятельного обследования.
 
1 Оттиск из «Записок ИРТО. Февраль, март, апрель 1909 г.» СПб., 1909. - Сост.
2 Ср.: Schnapper - Arndt, Sozialstatistik. Leipzig, 1908. S. 391-393.
3 Все подсчеты произведены студентом И. С. Повесом под моим руководством.