Суть в следующем:
Возможно, можно начать интеллектуальную дискуссию о том, кто что знал или должен был знать перед надвигающейся войной, кто кого предупреждал, и действительно ли ответственность и военную вину всегда можно так просто переложить на одну из сторон. Тема - отношения между Германией и Россией перед началом Первой мировой войны.
Это требует научно чистого эссе в уважаемом историческом журнале. Центральный документ для этого я уже нашел. Однако эссе станет намного сильнее, если удастся найти второй документ.
Содержание документа следующее:
Германское правительство дает Австро-Венгрии зеленый свет на вторжение в Сербию 5/6 июля 1914 года. Это основано на предположении немецкого правительства, что Россия не отреагирует. Затем немецкое правительство объясняет российскому правительству, почему оно должно действовать именно таким образом. Однако оно закрывает глаза на то, что Россия в лице Сасанова предупреждает германское правительство о последствиях вторжения. Пока что все известно.
Теперь всплыл документ, который показывает, что немецкое правительство должно было знать, что Россия отреагирует: Баварский посол в Санкт-Петербурге был проинформирован до начала войны о том, что 26 июля Совет министров России принял решение начать войну, если Австро-Венгрия вторгнется в Сербию. Он информирует Мюнхен телеграммой 26 июля, за шесть дней до начала войны. После этого ничего не происходит.
Итак: У баварского посла - барона Грюнелиуса - был один или несколько информаторов. Я предполагаю, что эти информаторы действовали не только "от имени Баварии", а были посланы русским правительством. С "информаторами через Баварию" это был, с точки зрения российского правительства, "экстренный способ" информировать германское правительство. Я предполагаю, что в российских фондах есть документ, подтверждающий, что эта информация была отправлена в Баварию. Я ищу этот документ. Возможно, существуют также документы, подтверждающие, что эти информаторы должны были предоставлять баварскому посольству в Санкт-Петербурге информацию в целом.
Текст телеграммы:
Баварская шифротелеграмма, отправлена 26.7.1914, 2:30, Грюнелиус в бух. Außenministerium
Достоверно известно, что сегодняшний совет министров принял решение о войне, как только Австрия нападет на Сербию; все маневры отменены, войскам приказано вернуться в гарнизоны. Мобилизация в Киеве, по-видимому, также в Москве и Варшаве. Настроение в военных кругах очень воинственное
Даже если - как и следовало ожидать - эссе не вызовет серьезных дебатов, оно всегда будет иметь один эффект: в наше время появилось эссе, в котором эти вопросы рассматриваются именно так, а не иначе.
Есть телеграмма на немецком.
"...Россия в лице Сасанова..."
Вероятно Сазонов имеется в виду?
Ой, да. Просто переводил с немецкого