Здравствуйте товарищи и коллеги. Решил поднять одну неприятную тему, т. к. она регулрно муссируется и ей часто спекулируют.
В наши дни среди либерастов либералов-западников и нацистов, маскирующихся под православных-имперцев-монархистов, популярен тезис о том, что большевики, дескать, разрушали русскую семью.
В подтверждение приводят факт легализации абортов, мол: «до революции аборты были запрещены, а потом пришли злые безбожники-большевики и узаконили. Это геноцид русского народа». Упор делается на сам факт легализации абортов и моральную сторону вопроса.
Вот пример одного из таких высказываний:
«Однако если бы произвол большевиков ограничился сказанным. Но 18 ноября 1920 года с согласия и одобрения Ленина наркомат здравоохранения и наркомат юстиции первыми в современном мире разрешили или легализовали аборты, то есть большевики взяли пример с дохристианского мира, с язычников. Коммунистическая власть предоставила советским женщинам право на бесплатное производство абортов в больницах. А в результате их число выросло опять же большевистскими темпами. Если до Октябрьской революции абортов почти не было, то в 1926 году в Москве процент абортов относительно общего количества живорожденных составил 46%, в Ленинграде — 42%, то есть почти половина детей убивалась. И преимущественно делали аборты в 20–29 лет, то есть в наиболее репродуктивном возрасте.»
Решил проверить этот тезис (сразу оговорюсь, что веду речь не о нравственой стороне абортов в целом, а просто о фактической ситуации), и вскоре наткнулся на интересную работу- В. Сакевич «Аборт = кривое? зеркало демографической политики» - и проявил для себя некоторые интересные аспекты проблемы.
Вот выдержки из доклада:
«В городах, где проживала меньшая часть населения страны, и среди наиболее образованных слоев населения к концу ХIХ в. практика ограничения рождаемости была более известна, чем в деревне. Число "искусственных выкидышей" (как называли в то время аборт) здесь в начале века быстро росло.»
Число осужденных за аборт в России
1910
20
1911
28
1912
31
1913
60
1914
отчет сгорел
1915
40
1916
51
Источник: Генс А. Проблема аборта в СССР. М., 1929.
«Закон, однако, плохо соблюдался в этой сфере, и число осужденных за аборт было небольшим (см. таблицу) (по некоторым данным, менее 1% женщин, сделавших аборт, предстали перед судом, причем в 75% случаев они были оправданы). Тогда как второй показатель - доля женщин, перенесших аборт, среди пациенток больниц быстро возрастала и достигла в Москве и С.-Петербурге к 1910 г. 10-33 процентов (см. таблицу). Причины выкидышей в большинстве случаев были неизвестны, но, вероятно, значительная часть выкидышей были искусственными. При этом надо учитывать, что в статистику попадали только те "неудавшиеся" аборты, которые требовали дальнейшей медицинской помощи, и не попадали аборты в частных лечебницах и прошедшие без медицинской помощи.»
«Впервые, пожалуй, вопрос был поднят в 1889 г. на Третьем съезде Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова, на секции акушерства и женских болезней которого прозвучали выступления» … «Авторы докладов, признавая, что аборт - это зло, призвали к смягчению российского законодательства в отношении абортов и признанию законным медицинский аборт в случае некоторых заболеваний.»
«На 12-м Пироговском съезде врачей (май-июнь 1913 г.) вопрос об искусственном выкидыше также вошёл в программу отделения акушерства и женских болезней.»
…
«Врачи пытались осмыслить такое новое явление, как стремление ограничить число детей. Чаще всего в качестве причин нежелания рожать детей, и, следовательно, причин аборта назывались:
- Экономические (нужда, «вздорожание жизни»);
- Боязнь позора, то есть резкое осуждение внебрачных рождений;
- «упадок нравственности»;
- прогресс медицины, искусственный аборт перестал быть опасным для жизни женщины;
- повышение требований усложнившейся жизни, «борьба за более культурные условия существования в интеллигентных слоях общества»;
- даже называли боязнь родовых болей, как-будто раньше женщины их не испытывали».
...
«Соответственно предлагались меры борьбы с абортами, такие как повышение экономического благосостояния и культурного уровня населения...»
...
«Поскольку быстро изменить социально-экономические условия представлялось трудным, участники съезда высказались на легализацию искусственных абортов по медицинским и социальным показаниям. И в резолюции, принятой на отделении акушерства и женских болезней, было указано, что уголовное преследование женщины за искусственный выкидыш и врача, сделавшего его по её просьбе, не должно иметь места.»
«В защиту исключения аборта из числа преступлений высказалось и большинство участников заседания Русской группы Международного союза криминалистов в 1914 г.»
Ещё одну интересную выдержку приведу из статьи Г.Б. Романовского - "Право на аборт: отечественный и зарубежный опыт // Человек. 2003. № 6):
"Судить о распространенности искусственного аборта в России в дореволюционное время очень трудно ввиду отсутствия статистических данных. Только отчеты некоторых крупных городских больниц дают косвенные указания на то, что и в России большие города давали значительное число искусственного аборта: в Петропавловской больнице в Петербурге аборты к общему числу гинекологических больных составляли в 1910 г. - 33%, в Саратовской городской больнице в 1911 г. - 20,5%, в больнице имени Тимистера в Москве в 1913 г. - 41,8%" *.
* Соловьев З.П. Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. Избранные произведения. М., 1970. С. 131. Автором приводится статистика по странам Западной Европы. Во Франции до 500 тыс. абортов в год, в Германии - 200 тыс. При всем этом количество в среднем ежегодно привлекаемых к судебной ответственности лиц составляет 1/400 часть.
Т. е. ещё одно подтверждение того, что аборты в России до Октябрьской Революции были и ещё какие...
И так, что из этого выходит
1. Число абортов росло быстрыми темпами уже тогда (ДО БОЛЬШЕВИКОВ!). В 1910 году осудили 20 человек, в 1915 – 51 т.е. в два раза больше! Так, что проблема абортов и их чудовищного роста досталась советам "по наследству". А Лавров вр... ошибается.
2. Аборт до революции был уголовно наказуем, большей степени формально. На деле за аборты мало кого сажали. всего четверть от общего числа представших перед судом.
- К слову, что более омерзительно: легализация аморального, но уже сложившегося положения дел или ханжество, с красивыми словами о ценностях, религии и духовности после которых эими же ценностями на деле быстренько подтираются!?!?!?
3. Главной причиной роста абортов и их же оправдания в суде была «нужда», «воздорожание жизни» или грубо говоря, экономические проблемы.
4. И наконец, тема абортов и необходимости их легализации была поднята задлолго до революции. И отнюдь не революционными партиями, а можно сказать, интеллектуальной элитой страны, ведущими врачами-гинекологами и криминалистами.
Вот такие соображения.
Кто, что думает?
Подскажите, где можно найти материалы упомянутых съездов врачей и криминалистов?
Я, если честно, вообще не понимаю смысла в запрещении абортов. Уж лучше небольшая операция, проведённая в условиях клиники компетентным врачом, чем жалкая, бесцельная и полная лишений жизнь в нищей семье, без каких-либо перспектив вырваться из этого порочного круга. В конце концов, женщина - это не автомат по производству детей.
Не согласен. В корне. Смысл запрета абортов есть и ещё какой.
Но сейчас я не готов обсуждать моральную сторону вопроса.
Меня другое закусывает. Каким же редкостным пустозвоном надо быть, чтобы заявлять будто:
И это не самый большой "косяк" в том докладе.
Обычные проблемы современного общества, вызванные изменениями в самом жизненном укладе в связи с урбанизацией, НТР и т. п. списывает на целенаправленную политику большевиков!
В какой стране не росло число разводов, матерей одиночек? ... проблема всех европейских стран и везде в разы выросло.
Вот например из энциклопедии Кольера:
Они там навыдумывали бредятины, а мы должны сидеть и бездумно принимать это мракобесие, ложь и пошлость - за истину!
Кстати вот книга интересная в тему - Кризис американской семьи
Да по логике вещей получается так, что в РИ абортов в прямом понимании данного термина, как хирургическое вмешательство с целью прерывания беременности, может быть и были единицы. Но всяких бабок, иных способов ведь никто не отменял? Конечно избавлялись от детей, - это рты лишние. Женщины калечились. Только вполне понятно, что до простонародья в РИ особо дела никому не было.
А большевикам все огрехи царизма по наследству достались. Только им уже дело до людей появилось. Но голод, необустроенность разом не исчезают. Посему лучший выход, - разрешить аборты официальные, медицинские.
Подтянули к лучшему материальную сторону жизни большинства, - запретили аборты.
А я тоже противник абортов. Только по медицинским показаниям или при изнасиловании.
Да, все так и получается - число абортов стало расти, но их преследовали. И в обществе появился "запрос" на легализацию абортов. И советская власть пошла навстречу пожеланиям трудящихся.
Ну а то, что кое-кто предпочитает переворачивать с ног на голову, - обычное дело.
Увеличение абортов, скорее всего, действительно с увеличением населения городов связан. Тут все в один клубок сплетается - увеличение городского населения, уменьшение числа верующих.
Перелистывал документы, вот такая фраза из сводки писем в "Правду" попалась:
"Особенно кулачество ведет агитацию среди женщин о том, что все женщины в коммунах и артелях должны делать аборты. Если не будут делать их, их будут убивать."
Это 30 год. Документ здесь: http://istmat.info/node/31696
Скоты!