Выступление Н.С. Хрущева на совещании секретарей обкомов КП(б)У и начальников облуправлений МГБ Западных областей УССР. 23 апреля 1947 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1947.04.23
Метки: 
Источник: 
Никита Сергеевич Хрущев. Два цвета времени : Документы из личного фонда Н.С. Хрущева: В 2 томах. Т. 1 — М.: МФД, 2009. С. 212-214
Архив: 
РГАНИ. Ф. 52. Oп. 1. Д. 90. Л. 128—132. Заверенная протокольная запись.

ВЫСТУПЛЕНИЕ тов. Н.С. ХРУЩЕВА НА СОВЕЩАНИИ СЕКРЕТАРЕЙ

ОБКОМОВ КП/б/У И НАЧАЛЬНИКОВ ОБЛУПРАВЛЕНИЙ МГБ

ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ УССР

 

г. Львов, 23 апреля 1947 г. 

 

/Протокольная запись/

 

Борьба с бандами украинско-немецких националистов приобретает сейчас особое значение. За период, истекшей после окончания войны и до сегодняшнего дня, мы в западных областях окрепли. Этому способствовало то обстоятельство, что на работу в западные области, в частности в органы МВД и МГБ, пришло много работников из армии. Имеются все условия для того, чтобы окончательно разгромить украинско-немецких националистов и навести порядок во всех селях.

Некоторые товарищи в своих выступлениях делают упор на то, что сейчас обстановка неизмеримо лучше, чем она была год-два тому назад. Конечно, обстановка изменилась, но нельзя сопоставлять то, что было с тем, что есть и делать неправильные успокаивающие выводы. Факт остается фактом, что бандиты еще есть, что они продолжают действовать. Можно только спросить, как мы допустили такое положение, что до сих пор в отдельных районах действуют украинско-немецкие националисты.

Партийные организации и органы МВД и МГБ во многих районах западных областей провели значительную работу. Украинско-немецкие националисты вынуждены были перестроить свою работу и перейти к индивидуальному террору, глубже законспириро-ваться. Мы знаем, что руководители националистических организаций несколько месяцев тому назад дали директиву перейти к подпольной подрывной работе и террористической деятельности. Эта директива действует и сейчас. Под этим углом зрения мы должны пересмотреть свои метода работы. В настоящее время полевые войска очень мало помогут. Если мы будем ставить вопрос о том, чтобы бороться с бандами, привлекая большое количество войск, то мы неизбежно придем к выводу, что нужно поставить гарнизоны в каждом селе. Вo время подготовки к выборам мы на некоторое время ставили небольшие гарнизоны в селах. Но такой возможности мы не имеем, да и неправильно было бы это делать сейчас. Да и толку было бы от этого мало.

Чтобы создать нормальную обстановку во всех селах, мы должны добиться такого положения, чтобы знать обстоятельно, что делается в каждом селе. А для этого мы должны иметь хороший аппарат чекистских работников. Разве могут рота или взвод солдат гоняться за тремя бандитами. Главное в борьбе с украинско-немецкими националистами - оперативная работа, упорная и настойчивая.

Недавно все дело борьбы с бандами в западных областях было передано органам МГБ. Конечно, во время этой передачи была некоторая заминка и ослабление борьбы. Ведь раньше МГБ вело, главным образом, агентурную работу и после принятия дела борьбы с бандами органам МГБ пришлось перестраивать свою работу, что сказалось на состоянии борьбы с бандами.

От секретарей обкомов партии мы требовали, чтобы они знали о состоянии работы с агентурой, требовали улучшения этой работы. И это правильно. Ведь партийный руководитель стоит выше, чем работник МГБ, он более развит, имеет больший oпыт, лучше подготовлен политически. Любой участок работы требует контроля. Если взять наши партийные, советские и хозяйственные организации, то их работу контролируют и партийные организации, и общественность и т.д. А кто контролирует работу МГБ? Как правило, только вышестоящие начальники. Я считаю, что партийные руководители должны проверять работу органов МГБ. Нужно сговориться с тов. Абакумовым и определить как нужно проверять агентурную работу органов МГБ, чтобы усилить контроль. Без усиления работы с агентурой толку будет мало, а людей, которые будут болтать - привлекать к строжайшей ответственности. Агентурная работа - это главное в борьбе с украинско-немецкими националистами.

Чтобы разгромить банды, нужно вести борьбу настойчиво, хорошо охранять районы, чтобы банда не могла складываться, и при ее появлении - немедленно уничтожить ее. К имеющимся бандам нужно прикрепить отдельных оперативных работников и отдельные оперативные группы. Я считаю позорным, что у нас под носом сидит Шухевич - уполномоченный Бандеры и издевается над нами, а мы не можем его поймать. Народ поддерживает нас, народ с нами. Об этом свидетельствует тот факт, что на выборах в Верховный Совет голосовало 99% избирателей. Имеется небольшая кучка врагов, которая терроризирует в отдельных селах население и эту кучку нужно быстро ликвидировать.

О выселении семей. Здесь жаловались, что задерживается оформление дел. Нужно договориться с Министерством внутренних дел Союза ССР. Напишите нам, мы поможем продвинуть эти вопросы.

Об истребительных батальонах. Истребительные батальоны сыграли большую роль в борьбе с бандами. Это зафиксировано и в документах врага. Мне думается, что истребительные батальоны не следует ликвидировать. Нужно отсеять неустойчивых, сомнительных. Надо поддержать бойцов истребительных батальонов, пересмотреть дислокацию. Следует продумать, кто ими должен руководить. Может быть, следует истребительные батальоны опять передать тов. Строкачу, так как по своему характеру эти истребительные батальоны выполняют работу, сходную с группами содействия милиции.

Об амнистии. Мы объявляли два или три раза амнистию для тех, кто добровольно явится с повинной. Последний раз мы давали срок, кажется, 20 июля 1946 года. В результате явилось очень много бандитов с повинной. После окончания срока явки с повинной нельзя было отрезать путь. Поэтому был издан приказ министра, что кто явится добровольно, он не будет наказан. Следует подумать, может быть еще можно издать какой-то документ и установить окончательный срок. За теми, которые пришли с повинной, надо следить и по-разному к ним подходить. Не допускайте, чтобы вас одурачили.

Нужно строго соблюдать советскую законность. Мне кажется, что работники МВД и МГБ имеют основания в своих претензиях к органам суда и прокуратуры. Нужно поговорить с этими работниками, показать, где они ошибаются.

О колхозах. Здесь выступал тов. Слонь и утверждал, что вести коллективизацию можно только в том случае, если государство пришлет тракторы и другие машины. Философия тов. Слоня неправильная. Конечно, если бы мы дали сейчас 10 тысяч тракторов, то коллективизация пошла бы быстрее. Но нельзя все сводить только к механизации. Надо организовать людей, а государство постепенно будет оказывать помощь. В этой работе нельзя допускать самотека. Мы должны путем самоотверженной работы создавать крепкие колхозы, а машинами нас не обижают и не обидят.

О кулаке. Вооруженная борьба с бандами — это и есть самая острая форма борьбы с кулачеством. Ведь бандиты — это вооруженные отряды кулачества. Если вы боретесь с бандами и не боретесь с кулаком, то этим вы допускаете ошибку. У нас имеются десятки средств для того, чтобы прижать кулака. Нужно усилить нажим на кулачество. Правильно ставил вопрос тов. Компанец о необходимости пересмотреть инструкцию об обложении налогами кулацких элементов.