Приказ Народного Комиссара Юстиции Союза ССР № 55 "О судебной практике по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней". 4 июля 1942 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1942.07.04
Архив: 
ГАЯО. Ф. Р-2297. Оп. 1. Д. 31. Л. 53-56

ПРИКАЗ

НАРОДНОГО КОМИССАРА ЮСТИЦИИ СОЮЗА ССР

№ 55

4 июля 1942 г.                           г. Москва

О судебной практике по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней

 

Коллегия Народного комиссариата юстиции СССР заслушав доклад начальника Управления общих судов НКЮ СССР т. Бакшеева о судебной практике по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней, установила, что в практике народных судов по этим делам имеется ряд серьезных нарушений закона, ошибок и недостатков.

I. Некоторые народные суды не поняли серьезнейшего хозяйственного и политического значения постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 г. «Об ответственности колхозников за невыработку обязательного минимума трудодней», проявляли либеральное отношение к колхозникам, уклоняющимся от работы в колхозе, а в отдельных случаях неосновательно прекращали дела в отношении таких колхозников.

Так, народный судья 3-го участка Наманганского района Узбекской ССР т. Юсупова возвратила колхозу им. Ленина материал на 8 колхозников, не выработавших без уважительных причин обязательного минимума трудодней, с указанием, что следует принять меры взыскания согласно Уставу сельскохозяйственной артели.

Народный суд 1-го участка Новопетровского района Московской области народный судья т. Федоренко) 23 июня 1942 г. оправдал колхозницу Сидорову, не выработавшую обязательного минимума трудодней, мотивируя тем, что она имеет малолетних детей, в то время, как из дела видно, что детей у нее четверо в возрасте от 3 до 17 лет, и непонятно, почему старшие дети не могли бы присмотреть за трехлетним ребенком. При этом суд далее не выяснил, имеются ли в колхозе ясли.

Народный суд 1-го участка Кокандского района Узбекской ССР приговорил колхозника Кулова, выработавшего за весь первый период сельскохозяйственных работ всего 2,5 трудодня, лишь к 3 месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 10% из оплаты трудодней.

Народный суд 1-го участка Ворошиловского района Киргизской ССР приговорил колхозницу Горковенко, не выработавшую без уважительных причин ни одного трудодня, только к трем месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 15% из оплаты трудодней.

II. Имеется ряд фактов неосновательного осуждения колхозников.

а) Во многих случаях колхозники предаются суду и осуждаются при наличии уважительных причин невыработки обязательного минимума трудодней или без выяснения причин невыработки.

Так, народный суд Больше-Коровинского района Рязанской области осудил колхозницу Кузнецову, недовыработавшую 10,7 трудодня, к трем месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 20% из оплаты трудодней, несмотря на то, что она с 15 по 30 мая работала в порядке трудовой мобилизации, о чем было заявлено самим председателем колхоза.

Народный суд Каракульского района Узбекской ССР приговорил к шести месяцам исправительно-трудовых работ колхозника Джаббарова, который демобилизован из рядов Красной Армии только 24 апреля 1942 г., поступил в колхоз 28 апреля и, естественно, к 15 мая не мог выработать обязательного минимума трудодней.

Народный суд Куйбышевского района Туркменской ССР (народный судья т. Розиев) 27 мая 1942 г. приговорил колхозницу Джума Гуль Ахмет Аялы к шести месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием из оплаты трудодней 25% за то, что она недовыработала восемь трудодней. Осужденная работала на рисовом поле в воде, несмотря на то, что опа имеет три справки от врача о наличии болезни, требующей перевода ее на более легкую работу. На суде бригадир колхоза подтвердил, что Джума Гуль неоднократно просила перевести ее па более легкую работу.

Тот же народный суд 2 июня 1942 года приговорил колхозницу Гур-бан-Гуль Айдогды Аялы за невыработку 16 трудодней к четырем месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием из оплаты трудодней 15%, несмотря на то, что в деле имеется справка поликлиники от 14 марта 1942 г. о том, что у Гурбан-Гуль восьмимесячная беременность.

б) Имеют место случаи осуждения за невыработку обязательного минимума трудодней колхозников, нетрудоспособных вследствие преклонного возраста (мужчин старше 60, женщин старше 55 лет и подростков моложе 16 лет).

Так, народный суд 4-го участка Ногинского района Московской области приговорил колхозника Новосадова 64 лет за невыработку обязательного минимума трудодней к шести месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 25% из оплаты трудодней.

Народный суд Аимского района Узбекской ССР осудил колхозницу Каримову 66 лет, выработавшую до 15 мая 26 трудодней, к 5 месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 20% из оплаты трудодней.

Народный суд Борисово-Судского района Вологодской области осудил Гуричеву 15 лет к шести месяцам исправительно-трудовых работ за невыработку обязательного минимума трудодней.

в) Некоторые народные суды принимают к рассмотрению дела о колхозниках, выработавших обязательный минимум трудодней, но нарушивших трудовую дисциплину, за что опи подлежат ответственности не по суду, а в порядке ст. 17 Устава сельскохозяйственной артели.

Так, народный суд Кокандского района Узбекской ССР осудил 24 колхозников по Указу от 15 апреля 1942 г. за невыход на работу, в то время как они к 15 мая 1942 г. выработали в несколько раз больше установленного минимума трудодней, в том числе колхозника Шарипова, выработавшего 191 трудодень, Алимова, выработавшего 127 трудодней, и др. Такие же факты незаконного предания суду и осуждения колхозников имели место в народном суде Папского района, Средне-Чирчикского района и в ряде других народных судов Узбекской ССР.

г) В некоторых районах (Паст-Даргомский район Самаркандской области, Скосырский район Ростовской области, Ряжский район Рязанской области, ряд районов Курской и Омской областей) народные суды принимали рассмотрению дела о невыработке обязательного минимума трудодней и выносили по ним обвинительные приговоры еще до окончания первого периода сельскохозяйственных работ.

III. В ряде народных судов имеет место огульный, недиференцированный подход к определению меры наказания, без учета размера недовыработки и степени вины каждого подсудимого.

Так, народный суд Тедженского района Туркменской ССР осудил к шести месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 25% из оплаты трудодней шесть членов колхоза им. Ворошилова, среди которых есть не выработавшие ни одного трудодня, и колхозник Язкули Язлы Оглы, выработавший 26,5 трудодня.

Народный суд Кагановического района Туркменской ССР (народный судья т. Оразов) осудил к шести месяцам исправительно-трудовых работ с удержанием 25% 9 колхозников, из которых некоторые выработали за весь первый период сельскохозяйственных работ лишь по 5—6 трудодней, а есть и такие, которые недовыработали только 0,75 трудодня.

IV. В практике народных судов по делам о невыработке обязательного минимума трудодней имеют место грубые процессуальные нарушения.

а) Несмотря на то, что единоличное рассмотрение народными судьями дел данной категории законом не предусмотрено, некоторые судьи самовольно допустили такую практику (народные судьи Карасуйского, Парпайского, Пахтакорского, Комсомольского, Кассанского районов Узбекской ССР, народный судья 2-го участка Павлово-Посадского района Московской области).

б) Некоторые народные судьи (в Гиссарском и Сталинабадском районах Таджикской ССР, Куйбышевском и Сагар-Чагирском районах Туркменской ССР) принимают от председателей колхозов материалы, не проверяя наличия в них всех сведений, указанных в п. 3 приказа НКЮ СССР за № 31 от 5 мая 1942 г., в частности, принимают к рассмотрению материалы без указания причин невыработки обязательного минимума трудодней.

Иногда суды принимают к рассмотрению от колхозов, вместо установленных материалов на каждого в отдельности колхозника, не выработавшего обязательного минимума трудодней, списки таких колхозников и по этим спискам осуждают колхозников огульно.

Так, народный суд Средне-Чирчикского района Ташкентской области (народный судья т. Мусаева) осудил по спискам к шести месяцам исправительно-трудовых работ 9 человек по колхозу «Рахматчи», 17 человек по колхозу «Красный летчик», 6 человек по колхозу им. Буденного.

С другой стороны, суды иногда неосновательно возвращают материалы председателям колхозов, требуя представления подробных производственных характеристик колхозников, не выработавших обязательного минимума трудодней (народный суд 2-го участка Чуйского района Киргизской ССР).

в) Имеются факты, когда дела о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней рассматриваются без вызова обвиняемого в судебное заседание.

Так, народные суды Гиссарского, Регарского и Сталинабадского районов Таджикской ССР рассматривали дела в день получения материалов из колхоза, не посылая обвиняемым повесток о дне слушания дела, чем грубо нарушали права обвиняемых.

Народный суд Куйбышевского района Туркменской ССР (народный судья т. Розиев) рассмотрел дело колхозника Аллак Ардым Оглы заочно, при отсутствии в деле сведений об извещении обвиняемого о дне слушания дела. В материалах дела причины невыработки трудодней не были указаны, однако в приговоре записано, что подсудимый не выработал минимума вследствие лодырничества.

г) Отдельные народные судьи рассматривали дела о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней при участии прокурора, но без участия защитника (народные суды Нарынского района и Ташкентского сельского района Узбекской ССР).

д) Несмотря на то, что по постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) приговоры по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней должны приводиться в исполнение немедленно и па основании п. 3 приказа Народного комиссара юстиции Союза ССР за № 31 от 5 мая 1942 г. подлежат направлению для исполнения председателям правлений колхозов и одновременно инспекции исправительно-трудовых работ,—эти требования некоторыми судебными работниками нарушаются.

Так, народный суд Сталинского района Туркменской ССР, рассмотрев до момента проверки всего шесть дел указанной категории, три приговора направил к исполнению через пять дней, а два приговора вовсе не были обращены к исполнению. В народном суде Куйбышевского района Туркменской ССР приговоры по 23 делам, рассмотренным до 1 июня 1942 г., не были обращены к исполнению до 5 июня 1942 г. (день проверки).

Народный суд Сталинабадского района Таджикской ССР направлял для исполнения приговоры по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней лишь председателям правлений колхозов, но не посылал в инспекцию исправительно-трудовых работ.

V. Часто народные судьи не реагируют на факты неправильной и несвоевременной передачи председателями колхозов материалов в суд.

В народный суд Калининского района Туркменской ССР поступил список на 12 человек, не выработавших обязательного минимума трудодней, среди которых оказались колхозницы, принятые в колхоз 5 и 15 мая с. г. и, следовательно, не имевшие возможности к 15 мая выработать обязательный минимум, а также инвалиды.

В народном суде Бронницкого района Московской области председателем Тороповского колхоза было возбуждено дело в отношении колхозницы, имеющей справку ВТЭК о том, что она является инвалидам 2-й группы.

С другой стороны, во многих случаях председатели колхозов передают материалы о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней с нарушением установленного пятидневного срока по истечении периода сельскохозяйственных работ.

Так, по Фрунзенской области Киргизской ССР 66% материалов поступило в народные суды с нарушением указанного срока.

Народные суды не доводят о таких фактах до сведения районных руководящих и земельных органов, а также не проводят с председателями колхозов необходимой разъяснительной работы.

VI. Многие народные судьи при рассмотрении дел о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней выявляют факты, свидетельствующие о наличии организационных неполадок в колхозах (неудовлетворительная постановка учета выработки трудодней, плохая организация и слабая дисциплина труда, хозяйственная нераспорядительность, отсутствие яслей и детских площадок, вследствие чего многие колхозницы не вырабатывают обязательного минимума трудодней и т. д.), но об этих фактах не сообщают местным руководящим и земельным органам в целях устранения неполадок.

VII. Несмотря на то, что приказом HKЮ СССР за № 31 от 5 мая 1942 г. установлено представление 5 и 20 числа каждого месяца телеграфных донесений о количестве поступивших дел и количестве осужденных за невыработку обязательного минимума трудодней, — ряд начальников управлений НКЮ при областных советах депутатов трудящихся и наркомов юстиции АССР (Молотовская область — т. Осипова, Читинская область — т. Козлов, Хабаровский край — т. Шубров, Марийская АССР— т. Сафронов и др.) этих сведений по представили.

VIII. Народные комиссары юстиции союзных и автономных республик, начальники краевых и областных управлений НКЮ уделяют еще недостаточно внимания проверке работы народных судов и исправлению ошибок и недостатков в судебной практике по этой категории дел.

Вместе с тем необходимо отметить, что Народный комиссариат юстиции Узбекской ССР серьезно подошел к проверке практики народных судов по этим делам и в приказе от 16 июня 1942 года в основном правильно осветил типичные недостатки работы судов по этой категории дел и наметил меры к их устранению.

Приказываю:

1. Народным судам немедленно устранить указанные недостатки в судебной практике по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней.

Неуклонно применять меры наказания, предусмотренные Указом от 15 апреля 1942 г., к трудоспособным колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней без уважительных причин.

В то же время не допускать неосновательного осуждения колхозников, не выработавших обязательного минимума трудодней по уважительным причинам.

Принимать к рассмотрению материалы не иначе как отдельно на каждого колхозника, не выработавшего обязательного минимума трудодней (а не по спискам), с указанием причин невыработки и лишь при наличии решения правления колхоза о предании колхозника суду.

2. В случаях, когда вследствие плохого учета трудодней в колхозе не представляется возможным правильно определить количество трудодней, выработанных колхозником,—народным судьям возвращать материалы председателю колхоза для уточнения с уведомлением земельных органов о плохом состоянии учета трудодней в колхозе.

3. Не принимать к рассмотрению дел о привлечении к ответственности за невыработку обязательного минимума трудодней колхозников старше 60 лет, колхозниц старше 55 лет и подростков моложе 16 лет.

4. Народным комиссарам юстиции союзных и автономных республик, начальникам краевых и областных управлений НКЮ:

а) систематически проверять судебную практику по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней, в особенности в районах, где имеется большое число таких дел; обсуждать результаты проверки на совещаниях с народными судьями и членами областных, краевых, верховных судов; входить в установленном порядке с представлениями об опротестовании всех неправильных приговоров;

б) сведения об итогах проверки судебной практики по этим делам, произведенной на основании указания НКЮ СССР и Прокуратуры СССР от 4 июля 1942 г., и о принятых мерах, а также предложения, возникшие в результате обобщения судебной практики, представить в НКЮ СССР (в копии — в НКЮ союзных республик) к 5 августа 1942 года;

в) информировать местные руководящие организации как об итогах судебной практики по делам о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней, так и о выявленных при рассмотрении этих дел недочетах в работе колхозов и земельных органов.

5. Ввиду того, что во многих случаях огульное и неосновательное привлечение к ответственности колхозников, а равно несвоевременное направление в суды и неправильное оформление материалов председателями колхозов объясняется тем, что они недостаточно знакомы с порядком оформления и направления этих дел в суды, — обязать народных судей разъяснять председателям колхозов постановление Совета Народных Комиссаров СССР за № 582 от 25 апреля 1942 г., устанавливающее порядок направления в суды дел о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней.

Народный комиссар юстиции

Союза ССР Н. РЫЧКОВ

 

 

Кликабельно:

Прикреплённые файлы: