Информация начальника 2-й экспозитуры II отдела ГШ ВП кпт. Э. Харашкевича о выселениях ингерманландского населения 14.06.1935г.

Реквизиты
Датировка: 
1935.06.14
Источник: 
"Варшавская мелодия" для Москвы и Праги М.: Международные отношения, 2017 С.312-314
Архив: 
РГВА. Ф. 308к. Оп. 19. Д. 56. Л. 119-121.

ГЛАВНЫЙ ШТАБ            

(штамп) 95

II ОТДЕЛ (штамп)          

СЕКРЕТНО

324 Рег.№ 1405/II/2/35

Телефон внутр. 11-23 (две надписи неразборчиво и подписи)

Варшава, 14/VI.1935 г.

В приложении посылаю информацию из определенного источника о массовых выселениях карельского и ингерманландского населения с северо-западных приграничных территорий СССР.

Эта информация предназначена для опубликования в прессе национальной эмиграции, из числа проживавших ранее на российской территории; ее удалось раздобыть ранее из источника, заслуживающего доверия.

НАЧАЛЬНИК 2-й ЭКСПОЗИТУРЫ II ОТД.[ЕЛА] ГЛ.[АВНОГО] ШТ. [АБА]

(Капитан ХАРАШКЕВИ Ч[1]) (подпись) прил.1

Получают:

1. Начальник и зам. начальника II отд.[ела] Гл.[авного] шт. [аба] — с делом

2. Реферат «Россия» II отд.[ела] Гл.[авного] шт.[аба]

3. Реферат «Восток» II отд.[ела] Гл.[авного] шт.[аба]

4. Сект. И-б II отд.[ела] Гл.[авного] шт.[аба] — Реф.[ерат] национальностей]

5. Военный атташе в Москве.

6. Военный атташе в Хельсинки.

7. Вице-директор Полит.[ического] департамента] Министерства] Иност.[ранных] Дел — мин.[истр] Шетцель[2]

8. Посланник Р.[еспублики] П.[ольша] в Хельсинки — мин. [истр] Харват[3].

Из около 2.000 семей, вывезенных в конце марта и в начале апреля из Ингрии, которым не был назван конечный пункт следования, большая часть обнаружилась сейчас, как мы могли убедиться, в Туркестане, в окрестностях Ташкента. Они были размещены для дисциплинарных работ в нескольких недавно основанных совхозах.

* * *

Вот что сообщают нам из западных местностей Ингрии, тех, что недалеко от эстонской границы: «Только провели пасхальные торжества, как уже к концу недели стали свидетелями жестокого большевистского террора. На этот раз беспощадные репрессии сосредоточились на западной Ингрии. Посреди ночи чекисты забрали глав семейств, предназначенных к переселению, по финским селам, принадлежащим к крупным приходам Косемкина, Соиккола, Молосковитца, Каприо, Кубаница, Вениоки, Скуоритца и т. д. Одновременно другим членам семейств было дано распоряжение оставаться дома и готовиться в течение трех дней к выезду в долгое путешествие. Когда же это время прошло, жителей согнали на ближайшие станции и погрузили в вагоны. Это была лишь первая часть выселений. По плану предполагается перемещение всего финского населения. Курсируют слухи о том, что и других будут переселять, некоторые говорят, что заберут 75% населения.

* * *

Перемещения населения также имели место на приграничной территории Восточной Карелии. Вот что произошло по сообщениям финской прессы, которые мы могли проверить: «В последнюю зиму были изданы распоряжения о специальной приграничной полосе, которая проходит на север от Ладоги на расстоянии 25-30 км от финляндской границы. Любое движение в этой полосе запрещено без специального разрешения. Примерно к концу зимы началось высвобождение всей приграничной полосы. Еще до этого всех мужчин, частично также женщин и детей, отправили на лесные работы и на сплав леса далеко от их домов. Вслед за этим из Петровского прибыл специальный военный отряд, который ночью окружил села. Потом жители вместе со своим имуществом направили в своего рода концентрационные лагеря, один из которых, между прочим, находится в Саамаяарой, откуда позднее людей отправят в Сибирь.

В оставленные села было перемещено российское население, которое заняло опустевшие постройки. В Аунусе и повсюду в Восточной Карелии царит сейчас большой голод. Дороговизна хлеба и зерна встречается на каждом шагу. Ощущается нехватка одежды и обуви. Жители носят одежду, сшитую из мешков, а на ногах у них может быть что угодно.»

* * *

Вот описание жителя села Раяселка, сделанное со слов очевидца: «Красноармейцы окружили в страстную субботу село Раяселка около Аунуса и не позволили жителям выходить из своих домов. Их скромное имущество погрузили на подводы, в которые было запряжено до 30 лошадей. Под присмотром конвоиров, все мужчины и женщины, старые и молодые, были вынуждены покинуть село и отправиться в неизвестном направлении. Количество выселенных точно неизвестно, но их по меньшей мере 250. Только жители одного дома остались в селе. После выезда жителей постройки нескольких хозяйств были разрушены. Никто не знает, по какой причине произведены эти переселения».

Перевод с польского языка. Машинописная копия на бланке.



[1] Эдмунд Харашкевич — подполковник сухопутных войск, офицер II отдела Главного штаба, начальник 2-й экспозитуры.

[2] Тот самый, что упоминается во введении и первой части сборника

[3] Франтишек Харват — польский дипломат, посланник в Финляндии (1928-1936 гг.).