Служебная записка С. Д. Игнатьева И. В. Сталину о сокращении сроков следствия в органах МГБ СССР. 30 мая 1952 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1952.05.30
Период: 
1952
Метки: 
Источник: 
Политбюро и органы госбезопасности. К 100-летию образования ВЧК, стр.642-645
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 73. Л. 73-77. Подлинник. Машинопись

30 мая 1952 г.

№ 4363/И

Товарищу Сталину

Докладываю Вам, что согласно решению Центрального Комитета ВКП(б) о сокращении сроков следствия, МГБ СССР обязало руководителей местных органов и начальников следственных аппаратов лично разобраться со следственными делами, находящимися в производстве более установленного законом срока, закончить их расследование и передать в судебные инстанции.

Начальникам и следственным работникам органов МГБ было разъяснено, что сокращение сроков следствия направлено на усиление борьбы с врагами Советского государства и что в связи с этим необходимо коренным образом улучшить качество следственной работы, обеспечивая полное разоблачение подрывной деятельности арестованных преступников и выявление их вражеских связей при строгом соблюдении советских законов и сроков расследования.

Эти указания и последующий контроль со стороны МГБ СССР за выполнением решений партии и Советского правительства о сроках следствия, а также оказанная местным органам практическая помощь дали положительные результаты. Однако, считаем необходимым доложить Вам, товарищ Сталин, что работа по ликвидации запущенности в расследовании дел на государственных преступников нами до конца еще не доведена.

По состоянию на 1 января 1952 года находилось под следствием 5990 обвиняемых и в январе-апреле с.г. было арестовано 5906 человек.

За этот же период органами МГБ, в том числе и центральным аппаратом, закончено следствие по делам на 10 087 арестованных.

По полученным предварительным данным, к 1 июня с.г. в следственном производстве останется дел на 1580 человек, из них со сроками расследования свыше 3 месяцев — на 324 человека.

Как установлено проверкой, эти дела остались незаконченными по следующим причинам.

  1. Вследствие болезни арестованных и проведения судебно-психиатрических экспертиз — 28
  2. в связи с производством новых арестов по делам, проведением оперативных мероприятий, в том числе по ликвидации националистических банд на Украине и в Прибалтийских республиках — 28
  3. из-за необходимости допросов осужденных преступников (в качестве свидетелей), содержавшихся в отдаленных лагерях, этапирования их для проведения очных ставок и выступлений в судах — 97
  4. вследствие медлительности расследования дел, а в некоторых случаях ввиду их сложности (дела на участников преступных групп Абакумова, Барамия) — 83
  5. в связи с возвращением дел на доследование — 88

Наличие дел с затянувшимися сроками следствия, независимо от причин, и особенно наличие дел, возвращенных на доследование, является результатом все еще имеющихся серьезных недостатков в оперативно-следственной работе.

Некоторые органы МГБ плохо готовят материалы на арест преступников, а после ареста проявляют медлительность в проведении необходимых следственных мероприятий, мало заботятся о своевременном подкреплении признаний вины арестованными, документальными данными (показания свидетелей, акты, экспертизы, вещественные доказательства и пр.), неумело используют уликовые материалы, не устраняют противоречий в показаниях арестованных и свидетелей и иногда направляют в судебные инстанции до конца не расследованные дела.

Для того чтобы покончить с таким неблагополучным положением в следственной работе, МГБ СССР, наряду с усилением контроля, оказанием следователям практической помощи и применением мер административного воздействия в отношении лиц, допускающих отступления от установленных законом правил ведения следствия, организовало чекистскую учебу, а для следственных работников центрального аппарата — регулярное (один раз в неделю) чтение лекций по уголовному процессу.

В тех же целях, во исполнение указания ЦК ВКЦ(б), Следственной частью по особо важным делам в основном подготовлен к изданию проект наставления для следователя органов МГБ и намечается в июле-августе с.г. провести в Москве, Киеве, Минске, Ленинграде, Ташкенте, Свердловске и Хабаровске кустовые совещания начальников следственных отделов органов МГБ.

Докладывая об изложенном, МГБ СССР просит разрешить:

  1. Отнести к категории наиболее важных дел, срок следствия по которым решением ЦК ВКП(б) установлен не более 3 месяцев, дела на изменников Родины, шпионов, диверсантов, вредителей, участников террористических и иных антисоветских организаций.

Постановления о продлении сроков следствия и содержания под стражей арестованных по таким делам выносить согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса по истечении 2-месячного срока следствия.

  1. Исчислять срок следствия по делам на преступников, этапируемых для расследования дел по месту совершения преступлений, с момента прибытия этих арестованных в соответствующие органы МГБ.
  2. Приостанавливать следствие, с санкции МГБ СССР, в тех исключительных случаях, когда арестованные преступники используются в оперативно-чекистских мероприятиях (радиоигры, комбинации по поимке бандитов, шпионов, диверсантов, террористов), и не засчитывать в срок следствия то время, в течение которого они используются в этих оперативных мероприятиях.

С Прокуратурой Союза ССР эти вопросы согласованы.

Кроме того, МГБ СССР просит обязать:

а) Прокуратуру Союза ССР — упорядочить прокурорский надзор за следствием в органах МГБ, сделать его более действенным и организовать так, чтобы он осуществлялся одним и тем же прокурором как в стадии предварительного следствия, так и при рассмотрении дел в судах.

В настоящее время прокурорский надзор осуществляется по делам о тяжких преступлениях (измена Родине, шпионаж, террор и др.) в процессе следствия прокурорами войск МГБ, железнодорожного, морского и водного транспорта, а в судебных заседаниях обвинение по этим делам поддерживается прокурорами Советской Армии. Это затягивает сроки нахождения дел в органах Прокуратуры, нередко вызывает различные споры между прокурорами и иногда приводит к противоречивым указаниям по делам и необоснованному возвращению их на доследование.

б) Министерство юстиции СССР — рассматривать в судах первой инстанции следственные дела, поступающие из органов МГБ, не более чем в 10-дневный срок и в кассационном порядке — в 5-дневный срок.

По имеющимся в МГБ СССР данным, на 1 мая с.г. военными трибуналами не были рассмотрены дела на 4416 арестованных, причем в отношении 1194 человек дела находятся в военных трибуналах от 1 до 2 месяцев и на 1224 человека — свыше 2 месяцев. В ряде случаев военные трибуналы безосновательно затягивают рассмотрение следственных дел даже на 3 месяца и более.

Такое длительное прохождение дел в судебных органах приводит к тому, что арестованные, находясь долгое время без допросов и общаясь в тюрьме с уже осужденными преступниками, изменяют на суде ранее данные ими показания либо вовсе отказываются от них, а суды в таких случаях возвращают дела на доследование.

Предложения по делам, находящимся в производстве Следственной части по особо важным делам и следственных отделов оперативных управлений МГБ СССР, представим Вам в ближайшие два дня.

С. Игнатьев

Копии разосланы товарищам:

Молотову
Маленкову
Берия
Булганину
Микояну
Кагановичу
Хрущеву

АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 73. Л. 73-77. Подлинник. Машинопись.