Служебная записка В. Н. Манцева Ф. Э. Дзержинскому о тяжелом положении органов ГПУ и их сотрудников на Украине. 20 июня 1922 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1922.06.20
Период: 
1922
Источник: 
Политбюро и органы госбезопасности. К 100-летию образования ВЧК, стр.167-168
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 52. Л. 78-78 об. Копия. Машинопись

20 июня 1922 г.

Вх. № 8296/с

Копия

Уважаемый товарищ Дзержинский

Обращаюсь к Вам с письмом, в котором хочу обратить Ваше внимание на тяжелое положение органов ГПУ и их сотрудников на Украине. Я думаю, что это общий вопрос и положение их в России едва ли лучше. Денежное вознаграждение, которое уплачивается сотруднику — мизерное, так же как продовольственный паек. Сотрудник, особенно семейный, может существовать только, продавая на рынке все, что имеет. А имеет он очень мало. И потому он находится в состоянии перманентного голодания. На этой почве происходит общее понижение работоспособности, настроение сотрудников озлобленное, дисциплина падает и нужны исключительные условия, чтобы в нужный момент заставить их работать, хотя бы вполовину против прежнего. Дальше зарегистрирован ряд случаев самоубийства на почве голода и крайнего истощения. Я лично получаю письма от сотрудниц, в которых они пишут, что принуждены заниматься проституцией, чтобы не умереть с голода. Арестованы и расстреляны за налеты и грабежи десятки, если не сотни, сотрудников и во всех случаях установлено, что идут на разбой из-за систематической голодовки. Бегство из Чека повальное. Особенно угрожающе стоит дело с уменьшением числа коммунистов среди сотрудников. Если раньше мы имели 60% коммунистов, то теперь с трудом насчитываем 15%. Очень часты, если не повседневны, случаи выхода из партии на почве голода и необеспеченности материального существования. И уходят не худшие и в большинстве пролетарии.

Я думаю, мне незачем делать здесь выводов из всего вышесказанного. Они ясны. Тут я должен сказать следующее. Мы принимали все меры и по партийной и по советской линии. Кой-чего добились, но все это гроши. Кстати сказать, что большую помощь оказывают места, Чека скорей живут на их средства, чем на отпускаемые из центра. Последние так мизерны, что не могут приниматься всерьез. Перехожу к последнему. Это положение сотрудников Чека заставило Южбюро ВЦСПС (а его информировали места) поставить вопрос о нем на одном из заседаний фракции, где был и я. Там была выбрана смешанная Комиссия из наших и Южбюро представителей для обследования вопроса. И эта Комиссия пришла к следующему заключению: Государство не может содержать аппараты Чека в полной мере, а посему необходимо уменьшить штаты [...] дела и сократить соответственно функции Чека. А мы штаты уменьшили уже процентов на 75. Что же еще сокращать. Имеем ли мы право делать это. Ибо работа Чека становится более сложной и напряженной и выполнять ее даже при наличном минимальном количестве сотрудников становится все труднее и труднее. Есть один выход, — чтобы государственная власть поняла наконец, что такие учреждения, как Чека необходимо удовлетворить полностью, чтобы даны были совершенно удовлетворяющие кредиты. И государственная власть должна сделать это.

Я Вас очень прошу поставить этот вопрос, ибо опасность окончательного развала Чека очень близка. Ну, а если Чека не нужна, то об этом нужно сказать прямо и твердо. И мы соответствующим образом будем тогда поступать. Если нужны будут материалы о Чека и ее сотрудников, — известите.

С коммунистическим приветом. /В. Манцев/.

5/VII-22 г.

АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 52. Л. 78-78 об. Копия. Машинопись.