П.В. Карамышев. «О методах и приемах работы фашистских разведок и их троцкистско-бухаринской и буржуазно-националистической агентуры». 24 мая 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.05.24
Период: 
1938
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.3, М. 2018
Архив: 
Южная правда, 24 мая 1938 г., № 111

24 мая 1938 г.

К вопросу о подрывной деятельности иностранных фашистских разведок и их троцкистско-бухаринской, буржуазно-националистической и прочей агентуры, подвизающейся на территории СССР, мы неизбежно будем возвращаться вновь и вновь по двояким причинам.

Во-первых, потому, что «пока существует капиталистическое окружение, будут существовать у нас вредители, шпионы, диверсанты и убийцы, засылаемые в наши тылы агентами иностранных государств» (Сталин).

Во-вторых, потому что по мере того, как советская разведка — органы НКВД проникают все глубже и глубже во все щели и норы, где гнездятся шпионско-вредительские формирования иностранных государств, по мере того, как советская разведка разоблачает и громит эти формирования, она открывает до того, неизвестные, новые, чрезвычайно тонкие, доведенные до исключительного совершенства, методы и приемы деятельности фашистской агентуры, с которыми необходимо знакомить широчайшие слои трудящихся нашей страны.

Это необходимо делать прежде всего потому, что постоянное знакомство трудящихся «с целями и задачами, с практикой и техникой вредительско-диверсионной, шпионской работы иностранных разведывательных органов» (Сталин) с чрезвычайно многообразным арсеналом приемов и методов деятельности фашистской агентуры на территории СССР, усиливает вооруженность советского народа в борьбе с врагами нашей родины, дает ему возможность распознавать врага, под какой бы маской он не скрывался, как бы хитер и коварен он не был.

Прошедшие на протяжении 2-3 последних лет судебные процессы, так называемого объединенного троцкистско-зиновьевского центра, затем антисоветского параллельного троцкистского центра, недавний процесс антисоветского «правотроцкистского блока» — воочию показали, что именно троцкисты, зиновьевцы, бухаринцы и буржуазные националисты явились наиболее ценной находкой для фашистских разведок, что именно они представляют собой наиболее оголтелую банду шпионов, вредителей и убийц, которая по гнусности и омерзительности методов, приемов и средств подрывной работы превзошла все то, что до сего времени знала и знает история человечества.

Как известно, в планах военного нападения на СССР, разрабатываемых генеральными штабами фашистских государств, Советской Украине отведено особое место. Не секрет, что немецкие и польские фашисты замышляют первый свой удар нанести Советской Украине, оторвать ее от Советского Союза и, превратив ее в свою колонию, использовать как плацдарм для военного похода против СССР. Вот почему именно на территории Советской Украины широко развернули свою подрывную деятельность всякого рода антисоветские формирования фашистских разведок, в первую очередь из троцкистов, бухаринцев, буржуазных националистов, меньшевиков, эсеров, белогвардейцев и всякого рода других осколков и остатков разгромленных нами антисоветских групп и партий.

В Николаевской области, являющейся одной из крупных составных частей Советской Украины были, также, как и в других местах Союза, вскрыты и разгромлены осиные гнезда троцкистско-бухаринской и буржуазно-националистической агентуры фашизма. Кое-кто готов был почить на лаврах, предаться самоуспокоению, считая, что с врагами все покончено, что нам уже никто и ни откуда не угрожает. Однако опыт показал, что начатая борьба по выкорчевке вражеской агентуры далеко еще не завершена.

Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за последнее время в г. Николаеве, в целом ряде районов Николаевской области снова вскрыты и ликвидированы ряд антисоветских троцкистско-бухаринских, буржуазно-националистических групп и формирований, состоящих на службе у разведок различных иностранных государств и проводивших по заданию этих разведок на протяжении многих лет шпионско-диверсионную, вредительскую работу, направленную против интересов народа и родины.

Как уже сообщалось в нашей областной печати несколько месяцев тому назад органами НКВД была раскрыта на николаевских заводах антисоветская правотроцкистская диверсионная организация, во главе со Степановым, Шишацким, Лукановым и др[угими].

Впоследствии было установлено, что эта организация через одного из своих активных участников С. связалась с одной из иностранных разведок и по заданиям последней развернула на заводах Николаева широкую вредительскую и шпионскую деятельность.

Этот самый С., занимавший ответственный пост на одном из заводов был завербован на службу иностранной разведки при весьма интересных обстоятельствах. С. очень часто посещал Москву по делам завода. Там он познакомился с некоей П. и стал посещать ее дом, оставляя часто там, в этом доме свои вещи, портфель и т. п. К этой «даме» захаживали и другие ответственные работники и иностранные специалисты. Из них особенно близок был хозяйке дома некий Т. — журналист одной иностранной газеты. Хозяйка дома рекомендовала этого иностранца как лицо, весьма симпатизирующее Советскому Союзу. Журналист Т. сближается с С., ведет с ним частые беседы на политические темы, выдавая себя за рьяного поборника советской власти. Завязалась дружба, в которой большую роль играет «дама» П.

В 1936 году С. едет в Москву с очень важными документами, и, как всегда, он останавливается в доме П., снова встречает там иностранца Т. Перед самым отъездом из Москвы, во время ужина, журналист Т. раскрывает неожиданно карты и с цинизмом, свойственным старым матерым шпионам предлагает С. стать шпионом иностранной разведки. С. замялся от неожиданности. Тогда Т. заявил: «Нам надо спешить, вы нам нужны сейчас и немедленно, поэтому давайте тянуть не будем».

Тут же журналист Т. показывает С. полную копию всех тех важных документов, которые С. привез на утверждение в главк.

— Соглашайтесь, или я немедленно выдам вас властям, — так заявляет Т. С. дает подписку и становится агентом иностранной разведки, которую аккуратно снабжает весьма ценными шпионскими сведениями о деятельности заводов Николаева.

Каковы были конкретные формы подрывной работы, осуществлявшейся этой контрреволюционной шпионско-диверсионной троцкистской организацией.

Во-первых, устраивалась вакханалия с чертежами. Как правило, вредительски составленные чертежи десятки раз пересоставлялись, далее изготовление чертежей и выдача их на участки невероятно затягивались, что вызывало совершенно справедливые нарекания со стороны рабочих.

Во-вторых, для изготовления деталей выдавался несоответствующий по своему составу и стандарту металл, в результате чего изготовленные детали в значительной степени подвергались браковке и переделке.

В-третьих, умышленно на производственные объекты ставились не те части, какие требовались, что вызывало, опять-таки, частые переделки уже произведенных работ и затяжку сроков сдачи изготовленных агрегатов государству.

В-четвертых, менее мощным цехам задавался большой объем работы тогда, как более мощные цеха сознательно недогружались.

В-пятых, отпущенные государством ассигнования расходовались одновременно на изготовление многих агрегатов, а это вело к тому, что ни один из начатых агрегатов не мог быть доведен до конца, колоссальные средства омертвлялись на долгие годы и т. д.

В право-троцкистскую диверсионную организацию, окопавшуюся на заводах Николаева стекались всевозможные антисоветские элементы, — меньшевики, эсеры и т. д.

Вот что показывает меньшевик К. — один из участников диверсионной организации.

«В начале мы занимались относительно “мелким” вредительством по линии заводского оборудования, а в дальнейшем, начиная примерно с 1928 года, уже перешли к более крупным вредительско-диверсионным актам. Мы выводили из строя станки, засыпая трущиеся части станков песком, умышленно выпускали масло из подшипников моторов, вследствие чего подшипники преждевременно изнашивались и т. д.

Для осуществления всех этих вредительских актов мы очень часто использовали кулацкие, белогвардейские элементы осевшие на заводе».

Характерно, что в эту право-троцкистскую шпионско-диверсионную организацию вербовались, главным образом, работники, руководившие ответственными производственными участками; в силу своего служебного положения, эти работники располагали большими возможностями для диверсионной вредительской работы. Постепенно основные цеха завода оказались в руках врагов — участников этой организации.

В целях маскировки и глубокого законспирирования, в целях предотвращения возможности провала, вредители и шпионы прибирают к своим рукам некоторых руководителей партийных, комсомольских и профсоюзных организаций заводов, расставив в комитетах своих людей, таких же врагов, как и они сами. Это им удается сделать при помощи замаскированных врагов, находившихся тогда на руководящих постах в николаевском горкоме партии и комсомола.

Таким образом, создается замкнутый круг, через который чрезвычайно трудно прорваться кому-либо, кто пытается поднять голос протеста против безобразий, творящихся на заводе.

Те, кто пытались критиковать систему руководства на заводе, многочисленные неполадки и безобразия, кто представлял для вредителей хотя бы малейшую опасность, тех всяческими путями дискредитировали, шельмовали и травили, как бузотеров, рвачей и изгоняли с завода.

(Продолжение следует).

Южная правда, 24 мая 1938 г., № 111.