Спецсообщения ОГПУ об эпидемиях по Союзу ССР. 27 июня 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.06.27
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Оп. 11. Д. 33. Л. 79-82. Заверенная копия

27 июня 1933 г.
№ 151254
Совершенно секретно

По ряду городов и районов отмечен значительный рост эпидемии сыпного тифа. За май и первую половину июня, по неполным данным, зарегистрировано 2 717 случаев заболевания сыпняком. Эпидемия распространена преимущественно в городах (до 50 % больных): Гомель, Витебск, Минск, Бобруйск, Борисов, Орша и др. Рассадником эпидемии являются ж.-д. и водные пути и места заключения.

Несмотря на угрозу еще более широкого распространения эпидемии, Наркомздрав Белоруссии и отделы здравоохранения на местах совершенно не перестроили свою работу. Не принимаются меры к обеспечению районов дезинфекционными средствами; не исследуются неблагополучные по эпидемии районы. Санитарно-эпидемический сектор Наркомздрава состоит из 3 работников, из которых двое не имеют никакого практического опыта в работе, кроме того, эти работники во время своих командировок в районы используются на другой работе.

Выделенный для работы по эпидемии зам. наркомздрава Нисенбаум до сих пор этой работе не уделяет достаточного внимания. Часто в районы, сильно нуждающиеся в медперсонале, врачи не посылаются. Врачам, впервые выезжающим в район, Нисенбаум вместо инструктажа заявляет: «Никакого инструмента не надо, необходимо только в два счета ликвидировать эпидемию». В результате такой постановки работы в целом ряде районов имели место случаи, когда местные отделы здравоохранения совершенно не проводили противоэпидемических мероприятий или же проводили их только после того, как эпидемия разрасталась.

Органы здравоохранения в Жлобине, несмотря на то, что Жлобин является узловым ж.-д. пунктом, не обратили внимание на эпидемию сыпняка, не госпитализировали больных и не оборудовали помещения под заразный барак. В связи с этим эпидемия усилилась.

В Шкловском районе при появлении единичных случаев заболевания сыпняком зав. Городищенской больницей врач Будрик вместо госпитализации больных отправлял их по домам. Лишь впоследствии, когда эпидемия распространилась, Будрик стал помещать больных в больницу, [но] выздоровевшим возвращал одежду недезинфицированной, со вшами, что способствовало усилению эпидемии.

Мстиславский райздрав откомандировал врача Книгу в г. Минск в момент вспышки в Мстиславле. Лишь по настоянию РИКа Книга был отозван обратно. Наряду с этим со стороны отдельных врачей отмечена явно преступная деятельность: ложное информирование местных организаций о ликвидации эпидемии. Врач эпидемического отряда Шенкин, командированный в Глусский район, чтобы добиться возможности уехать из района, информировал райздрав, что эпидемия ликвидирована. Шенкину было разрешено вернуться в г. Минск. Сейчас же после отъезда Шенкина была получена информация о широком распространении эпидемии.

В Жлобинском районе заведующий заразным бараком на ст. Салтановка врач Кондратович находится все время в г. Жлобине. Выехавшему в Жлобин представителю Наркомздрава Сипунину Кондратович заявил, что «в Салтановке ему делать нечего, т.к. в бараке один сыпнотифозный больной». Обследованием на месте Сипунин установил, что в каждом доме в Салтанов[к]е имеются больные сыпняком.

Заслуживают внимания показания профессора Крылова, члена к-р. организации в Отделе животноводства НКЗ БССР, о наличии в лечебных учреждениях БССР к.-р. группировки медработников: «Еще в 1932 г. витебский врач Гинзбург в разговоре со мной признался, что у медиков а/с настроения вылились в определенную группировку со связями с Минском и Москвой. Цель группировки — ослабление соввласти, средства для этого разнообразны, и они в руках специалистов.

Во-первых, — снижение эффективности работы крупных лечебных учреждений.

Во-вторых, — невнимательное и грубое обращение с пациентами и путаница с диагнозами.

В-третьих, — всяческие тормозы в проведении профилактических мер при эпидемии сыпного и брюшного тифа».

Гинзбург заявил мне, что ему известен ряд работников, входящих в организацию: Бруксон, Ривош, Садовская, Горштейн, Стерин, Каган и др. Я сказал Гинзбургу, что в ветинституте имеется довольно сильная к.-р. организация и, если нужно, то можно будет связаться с ней.

В последнее время санврачом г. Могилева Яковлевым была выпущена листовка по борьбе с эпидемией, проверенная уполномоченным Главлита и подписанная райздравом. Приводимые выдержки свидетельствуют о явно а/с характере листовки: «Брюшной тиф поражает молодых женщин и мужчин, особенно в наше время. Легко сказать — берегите себя от заразы, когда у нас нет мыла и нет даже посуды, в чем кипятить сырую воду. Брюшной тиф поражает рабочий возраст, особенно людей измученных». Указанный врач совершенно не руководит санобработкой населения, выдает справки детям из семей заболевших, что им можно посещать школу. Общественные места в г. Могилеве: гостиницы, столовые, парикмахерские и т.д. находятся в крайне антисанитарном состоянии. Имеются случаи, когда вещи больных выдаются родственникам без предварительной дезинфекции.

ПП ГПУ БССР даются указания о тщательной разработке показаний Крылова о немедленном расследовании дела о выпуске листовки врачом Яковлевым и представлении нам плана оперативных мероприятий.

Начальник СПО ОГПУ Молчанов

Начальник 6-го отделения СП ОГПУ
Коркин

Рассылается:

1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Прокофьеву; 4) Агранову; 5) в деле.

Ф. 2. Оп. 11. Д. 33. Л. 79-82. Заверенная копия.