Спецсообщение ОО ОГПУ о ликвидации к.-р. повстанческой группы в полковой школе 73-го стрелкового полка. 23 ноября 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.11.23
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Oп. 11. Д. 1498. Л. 74-77. Подлинник

23 ноября 1933 г.
№ 244337
Совершенно секретно

В 25-й стр. дивизии (УВО) вскрыта и ликвидирована к.-р. повстанческая группа, состоявшая из курсантов полковой школы 73-го стр. полка. В состав указанной группировки входили следующие:

  1. Жимала Никита Корнеевич, 1910 г.р., уроженец с. Ковалевка (УССР), кулак.
  2. Пилипенко Иван, 1912 г.р., уроженец с. Ковалевка (УССР), по профессии учитель, в РККА — доброволец.
  3. Коротич Иван Карпович, 1910 г.р., уроженец с. Коротичи, сын кулака-лишенца.
  4. Федий Иван Афанасьевич, 1910 г.р., уроженец с. Федиивка, сын кулака.
  5. Ярош Никон Иванович, 1912 г.р., украинец, член КСМ, сын учителя, в РККА — доброволец.
  6. Шкляр Алексей Яковлевич, б/п, 1910 г.р., по профессии сапожник. Указанная группа, будучи антисоветски настроена, под руководством

Жималы систематически вела к.-р. агитацию среди красноармейцев полка и ставила своей задачей в РККА создание к.-р. повстанческой ячейки петлюровского толка в целях борьбы с советской властью.

Начало к.-р. деятельности группа имеет еще до призыва в РККА. По имеющимся в ОО ОГПУ данным, в 1932 г. на Украине в с. Ковалевка (родина Жималы и Пилипенко) существовала к.-р. группа молодежи под руководством делопроизводителя сельсовета Ковалевки Морозова, которая в период хлебозаготовок проводила свои собрания и обсуждала вопросы о методах борьбы с советской властью. Эта же группа своим членам, призывникам 1910 г.р., дала задание организовать к.-р. ячейки в Красной армии, поставив перед ними следующие задачи:

  1. приобретать знания по овладению военной техникой;
  2. проводить работу среди красноармейцев в целях привлечения последних к участию в к.-р. преступлениях и
  3. приобретать оружие.

Во исполнение полученных от этой группы заданий Жимала, находясь в полку и стремясь выявить единомышленников из числа военнослужащих для последующей вербовки их в к.-р. организацию, систематически проводил к.-р. повстанческую агитацию.

Сколотив группу антисоветски настроенных лиц, Жимала распределил среди них обязанности. Обработка курсантов полковой школы и вербовка их в организацию была возложена на Федия, по команде снайперов — на Шкляра и по кав[алеристскому] эскадрону — на Пилипенко, причем Жимала как руководитель к.-р. группировки дал следующую установку: «Наша основная работа — это подобрать людей и работать над ними. Нужно держать связь с этой группой, которая имеется в селе, а этой группой руководит центр. Члены Центра имеются в Харькове, Киеве и др[угих] городах. Последняя директива центра — самостоятельно не выступать, а укреплять организацию в армии и иметь крепкую связь с селом».

Предполагая провести большую работу по вовлечению в к.-р. организацию прибывающих на сборы переменников, Жимала в разговорах среди участников группировки высказывал следующее мнение о перспективах их будущей-работы: «На сборы прибудут переменники 1907, 1908 и 1909 гг. Среди них будут знакомые. Когда они прибудут, можно будет лучше развернуть работу по организации групп среди недовольных советской властью и которые пошли бы против таковой. Они уйдут на село, мы останемся в армии — будем младшими командирами. В наших руках будут целые отделения новобранцев 1911 г., и мы сможем их воспитывать так, как нам нужно. Когда почувствуем, что у нас людей достаточно и оружие находится в наших руках, мы сможем повернуть его против советской власти».

8 ноября 1933 г. в день открытого партсобрания полка Жимала, уединившись с членами группировки в лес, предлагал им активизировать свою деятельность, говоря: «Нужно действовать сейчас более активно, т.е. вести разъяснительную работу среди красноармейцев и переменников о неверной политике советской власти на селе, что советская власть довела их семьи до голода и смерти. У многих красноармейцев вымерли семьи. Таких нужно втягивать в нашу организацию».

Будучи арестован, Жимала сознался в своей работе по созданию к.-р. организации, однако лиц, обработанных и завербованных им в эту организацию, не назвал.

Арестованный Ярош Н.И. подтвердил свое участие в к.-р. повстанческой группировке. «Приблизительно в средних числах июня 1933 г. Жимала мне рассказал, что в с. Ковалевке имеется подпольная к.-р. повстанческая организация, подготавливающая вооруженное восстание против советской власти, членом которой он состоял еще до прихода в армию. Одновременно с этим начал приглашать меня вступить в эту организацию и заняться созданием такой же организации в армии. Выслушав Жималу, я дал последнему согласие и с того момента считаю себя членом указанной организации. В дальнейших беседах с Жималой последний мне рассказал, что организация на селе продолжает свою деятельность и что он с членами этой организации связан. Касаясь программы организации, Жимала мне пояснил, что после свержения советской власти будет восстановлена "Самостийна Украина"». Ярош также показывает, что Жимала дал ему установку производить обработку военнослужащих в а/с духе для последующей вербовки их в организацию и во исполнение чего обработал и завербовал курсанта п[олковой] школы Федия.

По делу арестовано шесть человек. Следствие продолжается.

Начальник ОО ОГПУ Гай

Пом. начальника ОО ОГПУ Добродицкий

Рассылается:

1) Ягоде; 2) Прокофьеву; 3) Агранову; 4) Ворошилову; 5) Гамарнику.

Ф. 2. Oп. 11. Д. 1498. Л. 74-77. Подлинник.