Спецсообщение ОО ОГПУ о политико-моральном состоянии личного состава 4-й ВШАТ. 23 октября 1933 г.
23 октября 1933 г.
№ 241436
Совершенно секретно
Ряд данных, поступивших в ОО ОГПУ за последнее время, свидетельствует о неблагополучном положении в политико-моральном состоянии личного состава 4-й ВШАТ ВВС.
Среди личного состава школы широко распространено пьянство. По причине пьянства произошло несколько убийств. Так, 8 июля был убит врид начальника сектора контроля Колесов, который, напившись пьяным, ночью забрался в чужой двор и стал ломиться в квартиру рабочего, который после предупреждений выстрелом из ружья его убил. 18 сентября в подсобном хозяйстве школы красноармейцем Бородулиным во время коллективной пьянки был убит комотделения стр. роты Ломакин и тяжело ранен красноармеец Егоров. 22 сентября был убит курсовой командир 4-й роты Локс-Лохов, который совместно с курсовым командиром Заломиным, выпив литр вина, договорился идти воровать кухонные столы и картофель с территории Граждавиастроя. Там Локс-Лохов неизвестно для чего залез на крышу мастерской и во время перестрелки с милицейской охраной был убит. Заломин арестован. На почве морального разложения 25 сентября зав. политкабинетом ДКА, подавший заявление о выходе из партии, пытался убить бывшую свою жену и ранил курсанта Карпенко, члена ВКП(б), после чего бежал. Принятыми мерами Лохов был задержан. Материал передан военному прокурору.
Ряд исключенных из ВКП(б) военнослужащих занимается активной к.-р. работой.
Курсант 2-й роты Темичев Николай, исключенный из ВКП(б) за пьянство и правые настроения, среди неустойчивой части курсантов ведет к.-р. работу, вербуя среди них лиц для коллективного дезертирства из школы. Курсанты этой же роты Неживец и Волков, оба исключенные из ВКП(б) за систематические пьянки и нарушения дисциплины, группируя вокруг себя недовольных службой в РККА курсантов, проводят среди них а/с работу, подбивая их на отказ от учебы, пьянство и самовольные отлучки. Темичев и Неживец намечены к аресту.
Курсанты 7-й роты Кузьмичев, Семкин, Трушков, все исключены из ВКП(б), не только сами являются нарушителями воинской дисциплины, но ведут разлагательскую работу среди курсантов своей роты, приносят в часть вино, спаивают курсантов, стоящих на карауле и дневальстве.
Курсант 8-й роты Деменштейн вышел из ВКП(б), открыто отказался от учебы и пытался обрабатывать в таком же духе др[угих] курсантов, за что арестован. Дело на него передано прокурору.
Пьянство, картежная игра, самовольные отлучки в школе стали обычным явлением. Со стороны командования должной борьбы с ними не ведется.
В результате слабо развернутой партийной] политработы отмечается рост дисциплинарных проступков как среди начсостава, так и среди курсантов. Наряду с этим фиксируется и увеличение отчисленческих настроений. В июле было подано 10 заявлений об отчислении из школы, в августе — 17. Подвергнуто взысканиям за дисциплинарные проступки: в июле 125 человек, в августе 160 человек, причем члены партии и комсомольцы из этого числа составляют 67-70 %.
О состоянии дисциплины говорит следующий характерный факт. В июле начальник строевой части Файзулин, член ВКП(б), придя после отбоя в подразделения 2-го батальона, отдает распоряжение комбату Худинскому, члену ВКП(б), вновь выстроить для поверки батальон. На это Худинский заявил: «Поверка произведена, я вам вообще не подчиняюсь и ваших приказаний выполнять не намерен». В результате указанные лица в присутствии курсантов поругались между собой.
Со стороны вышестоящих организаций комплектованию школы не уделялось должного внимания, в силу чего школа засорена классововраждебным элементом. За 1933 г. из числа руководящего командного состава школы по политико-моральному несоответствию демобилизовано 35 человек, по этой же причине переброшено во внутренние округа 15 человек. В настоящее время дополнительной демобилизации подлежат 5 человек и переброске — 7 человек. Такое же, приблизительно, количество вычищено из числа курсантов.
Помимо всего, неблагополучие в политико-моральном состоянии школы усугубляется ненормальными взаимоотношениями среди руководящего политсостава и начсостава школы. Группа членов парткомиссии в лице Неврова, Грачука, Ховалкина и Брюзгина, будучи недовольными выборами в секретари парткомиссии т. Ухаби и считая его ставленником начальника политотдела, систематически делала вылазки против него.
Между начальником строевого сектора Самсоновым и начальником штаба Соколовым на почве взаимного непонимания происходят систематические стычки, отражающиеся на работе обоих и являющиеся достоянием всей школы. С момента прибытия зам. начальника политотдела Потапова между ним и начальником политотдела Зинченко создались весьма нездоровые взаимоотношения, отражающиеся на работе всего политотдела. т. Зинченко в лице Потапова видит человека, претендующего на его место, чего в действительности нет.
О неблагополучном положении в политико-моральном состоянии школы информирован крайком ВКП(б).
Начальник ОО ОГПУ Гай
Зам. начальника 5-го отделения ОО ОГПУ
Кесельман
Пом. начальника 5-го отделения ОО ОГПУ
Пермикин
Рассылается:
1) Ягоде; 2) Прокофьеву; 3) Агранову; 4) Гамарнику; 5) Алкснису; 6) Булину; 7) Куйбышеву; 8) Фельдману; 9) Орловскому.
Ф. 2. On. 11. Д. 1498. Л. 40-43. Копия.