Спецсообщение ОО ОГПУ о самоубийствах в РККА. 8 июня 1933 г.
8 июня 1933 г.
№ 227845
Совершенно секретно
Оглавление
1. Состав самоубийц
2. Факты самоубийств в РККА
3. Отдельные самоубийства жен военнослужащих
Состав самоубийц
За первые четыре месяца 1933 г. в частях РККА (по неполному учету органов ОО) имело место 185 самоубийств и покушений на них. Заслуживает большого внимания состав самоубийц:
1) 30,8 % (57 случаев) падает на начальствующий (средний и выше) состав, что во много превышает удельный вес начсостава в армии.
2) 42,1 % (78 случаев) дают военнослужащие из рабочих.
3) 51,4 % (95 случаев) приходится на партийцев — 32,4 % и комсомольцев — 19%.
Причины самоубийств не во всех случаях были точно установлены. 145 изученных случаев дают следующую картину:
Боязнь ответственности за проступок — 35
Моральное разложение — 26
Недовольство служебно-бытовыми условиями — 20
Болезненное состояние — 21
Нечуткость начсостава — 12
Семейные неурядицы — 31.
Таким образом, основная масса самоубийства приходится на моральное разложение и боязнь ответственности. Самоубийства в связи с семейными неурядицами и болезненным состоянием также в значительной доле явились результатом морального разложения самоубийц, вовремя не одернутых или не поддержанных.
Из конкретных фактов, подтверждающих это положение, заслуживают внимание:
УВО. Застрелился начальник боепитания 7-го кавполка Лебедев, член ВКП(б), вследствие распутного образа жизни, систематического пьянства и семейных неурядиц вследствие этого.
ККА. Во время пьянки застрелился казначей-делопроизводитель отделения кав[алеристской] эскадр[она] 1 КСД Асташев И.П., канд[идат] ВКП(б), рабочий. Перед этим покушался на убийство жены. Асташев разложился, исключался из партии за разложение, но был восстановлен, систематически пьянствовал. Политкомандование мер к его воспитанию не принимало.
ПриВО. 2 марта покушался на самоубийство ответственный секретарь партколлектива 11-го отд[еления] мест[ного] стр. батальона Кожевников на почве боязни партответственности за связь с классовочуждым элементом, прием в партию чуждых и наличие пьянства среди коммунистов. Своевременных мер со стороны военкома к устранению этого принято не было.
УВО. Застрелив предварительно свою жену, 13 апреля 1933 г. покончил жизнь самоубийством комвзвода 67-го стр. полка Репин, рабочий, б/п. В оставленном письме Репин жалуется на то, что, являясь алкоголиком, он не получал соответствующей медпомощи со стороны врача полка. Ведется расследование.
Наряду с самоубийствами в РККА ОО учтены и отдельные самоубийства жен военнослужащих. Наиболее характерные из этих самоубийств ниже приводятся:
УВО. Пыталась покончить с собой жена красноармейца 7-го батальона связи Павлова. Обстоятельства, предшествующие самоубийству, следующие: находясь в тяжелых материальных условиях, Павлова обратилась к комиссару батальона Сломовскому об оказании содействия в продаже облигаций займов. Сломовский, воспользовавшись этим, стал с ней сожительствовать. Павлов, узнав об этом, решил с женой развестись. В связи с этим, последняя, достав яд, решила отравиться. О Сломовском поставлен вопрос перед партийным органом.
Изложенное свидетельствует о необходимости резкой борьбы с явлениями, порождающими самоубийства.
Зам. начальника ОО ОГПУ
Гай
Пом. начальника ОО ОГПУ Добродицкий
Пом. начальника 5-го отделения ОО ОГПУ
Пермякин
Рассылается:
1) Ягоде; 2) Прокофьеву; 3) Агранову; 4) Булину; 5) Фельдману; 6) Поскребышеву; 7) Орловскому; 8) Куйбышеву.
Ф. 2. Oп. 11. Д. 1497. Л. 46-48. Подлинник.