Сводка ОО ОГПУ № 4 по борьбе с политическим бандитизмом в СССР, по данным на 1 декабря 1933 г. 1 января 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.01.01
Период: 
1934
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 3. Oп. 1. Д. 95. Л. 40-52. Подлинник

1 января 1934 г.
№ 100004
Совершенно секретно

На 1 ноября по СССР состояло на оперативном учете 296 банд с 1876 участниками. Основными контингентами, комплектующими бандитские группы, остаются по-прежнему кулацкие и беглые репрессированные к.-р. элементы с некоторой прослойкой элементов уголовных. Так, в числе банд, состоявших на учете на 1 ноября 1933 г., имелось:

  1. Банд местного и репрессированного кулачества, бежавшего с мест поселения, из домов заключения и ИТЛ — 249 с 1371 человеком.
  2. Банд, состоящих из кадровых политических бандитов, связанных (в прошлом и настоящем) с к.-р. повстанческим подпольем — 47 с 505 человеками.

Банды беглого и репрессированного кулачества — наиболее типичные для центральных областей Союза — являются в настоящее время тем организующим началом, вокруг которого объединяются местные кулацкие, деклассированные, «обиженные» и «недовольные» к.-р. элементы села, создающие под руководством банд к.-р. повстанческие организации. Тесно смыкаясь с пришлым к.-р. элементом городов, банды указанного типа в ряде случаев составляют «боевые» периферийные группы городских к.-р. образований (Татария, Урал, ЗСК).

«Кадровые» политические банды (банды «старой формации») типичны в основном для областей Ближнего и Среднего Востока. Являясь осколками ликвидированных к.-р. повстанческих организаций и к.-р. вооруженных восстаний, банды эти сохраняют свою пособническую базу и связи с зарубежными к.-р. центрами. В силу этого банды Ближнего и Среднего Востока представляют собой серьезные к.-р. повстанческие образования, имеющие большой опыт подпольной организационной работы.

Практическая деятельность бандгрупп всех типов направляется по- прежнему к имущественному и физическому террору по отношению к колхозам и совхозам, предприятиям сельского хозяйства, отдельным колхозникам и партколхозному активу с целью подрыва экономической мощи социалистического сектора сельского хозяйства, вызова недовольств и на их почве создания повстанческих настроений.

По ряду центральных областей (НВК, СВК, Урал и др.) отмечается «сезонная» тяга бандитских элементов в города и на строительства, в целях сохранения своих кадров для последующей активной бандитской и повстанческой к.-р. деятельности.

По отдельным группам областей Союза обстановка по бандитизму рисуется в следующем виде.

Западная пограничная полоса
(УССР, БССР, Ленинградская и Западная обл.)

Бандитизм в западной пограничной полосе носит в основном уголовный характер. Последний особо широкие размеры имел на Украине, где за период июль-декабрь была ликвидирована 521 уголовная банда с 2122 уголовниками и арестовано 9000 бандитов-одиночек. За тот же период на Украине было ликвидировано политических банд 8 с 41 участником. На 1 декабря в УССР, БССР, Западной и Ленинградской обл. политических банд на учете не состояло.

Центральные области СССР

По центральным областям Союза на 1 ноября состояло на учете:

  1. Московская обл. — 3 банды с 15 участниками.
  2. НПО — 5 банд с 10 участниками.
  3. Горькрай — 5 банд с 15 участниками.
  4. Севкрай — 13 банд с 76 участниками.
  5. ЦЧО — 39 банд с 239 участниками.
  6. НВК — 39 банд с 179 участниками.
  7. СВК — 19 банд с 105 участниками.
  8. Татария — 5 банд с 31 участником.
  9. Башкирия — 25 банд с 130 участниками.
  10. Урал — 11 банд с 72 участниками.
  11. Западная Сибирь — 4 банды с 30 участниками.
  12. СКК (казачье-крестьянские районы — 7 банд с 41 участником).

Всего: 175 банд, 943 человека.

Деятельность банд за отчетный период шла по линии:

  1. Вооруженных налетов на колхозы, совхозы МТФ и кооперативы.
  2. Ограблений отдельных колхозников.
  3. Совершения террористических актов против партколхозного актива.
  4. Нападений на сотрудников ОГПУ и милиции.
  5. Хищений хлеба и угонов скота.

Особо типичными для бандформирований центральных областей Союза являются:

  1. попытки создания к.-р. повстанческих организаций с задачами подготовки к.-р. вооруженных восстаний в целях свержения советской власти;
  2. связи бандгрупп с к.-р. бандитскими элементами, проникшими в промышленные предприятия в городах и на различные строительства.

Ниже приводим наиболее характерные дела по ликвидированным бандитским образованиям.

ЦЧО. «Черкешинская партия». Бандитско-повстанческая организация, созданная репрессированным кулаком Черкасовым, бежавшим из места заключения. Черкасов, объединив беглые и репрессированные к.-р. элементы и местное кулачество, создал бандитско-повстанческую организацию, ставившую своей задачей подготовку к.-р. вооруженного восстания. Организация возглавлялась «штабом» и имела свой «вооруженный отряд» — банду численностью в 10 человек. За время своего существования организацией совершено 35 вооруженных налетов и грабежей в колхозах и совхозах.

ЦЧО. Банда «Кочергина», созданная бывшим бандитом Денисовым по кличке «Кочергин». Банда ставила своей задачей объединение кулацких и деклассированных к.-р. элементов для вооруженной борьбы с советской властью. Бандой совершено 40 налетов и ряд терактов.

ЗСК

В Аскысском районе ликвидирована бандитско-повстанческая к.-р. организация кулацкого, репрессированного и беглого элемента численностью 20 человек. Организация, действуя мелкими вооруженными группами, вела террористические действия против колхозов и совхозов.

Ближний Восток
Северный Кавказ и Закавказье

Бандгруппы национальных областей Северного Кавказа и Закавказских республик, в отличие от центральных областей Союза, образуются старыми бандитскими боевыми кадрами, имеющими многолетний «стаж» повстанческой к.-р. работы. Кадры эти состоят, в основном, из бывших руководителей к.-р. повстанческих организаций и к.-р.

вооруженных восстаний, имевших место в 1929,1930 и 1931 гг. Умело сохраняя свой пособнический аппарат и систематически ускользая от оперативных ударов местных органов ОГПУ, бандгруппы Ближнего Востока представляют из себя вдохновляющее и организующее начало к.-р. повстанческого и бандитского движения.

Северный Кавказ (национальные области)

По национальным областям Северного Кавказа на 1 ноября состояло на оперативном учете 20 банд с 89 участниками.

Из них:

образовавшихся в 1921 г. — 1 банда с 3 участниками;
образовавшихся в 1922 г. — 1 банда с 3 участниками;
образовавшихся в 1925 г. — 2 банды с 10 участниками;
образовавшихся в 1926 г. — 1 банда с 6 участниками;
образовавшихся-в 1927 г. — 1 банда с 2 участниками;
образовавшихся в 1929 г. — 3 банды с 15 участниками;
образовавшихся в 1930 г. — 9 банд с 40 участниками;
образовавшихся в 1932 г. — 2 банды с 11 участниками.

50 % всех бандгрупп составляют банды, образовавшиеся в 1930 г. в период к.-р. восстаний, имевших место в Чечне, Карачае, Кабарде и Дагестане.

Бандгруппы Газгиреева, Тарамова, Истамулова и Шаова — составляли боевой актив ликвидированных в 1933 г. к.-р. повстанческих организаций на стыке Чечни и Дагестана (дело «Мусават») и в Черкессии (дело «Круг»).

Деятельность банд в настоящее время направлена к имущественному и физическому террору против социалистического сектора сельского хозяйства.

Закавказье

На 1 ноября по республикам Закавказья (Азербайджан, Грузия и Армения) состояло на учете 15 банд с 66 участниками.

Из них:

образовавшихся в 1928 г. — 1 банда с 2 участниками;
образовавшихся в 1930 г. — 6 банд с 29 участниками;
образовавшихся в 1931 г. — 1 банда с 6 участниками;
образовавшихся в 1932 г. — 3 банды с 13 участниками;
образовавшихся в 1933 г. — 4 банды с 16 участниками.

Из числа действующих необходимо отметить следующие наиболее активные банды.

Чигнинская банда Мамед Гасан Оглы — 5 человек. Организовалась в 1932 г., главарь — бывший член мусаватистского парламента, имеет широкие связи среди мусаватистских кругов Персии. Связан со всеми политбандами Азербайджана. Неоднократно переходил в Персию. Оперирует в Геокчайском районе Азербайджана.

Банда Кюрд Оглы Мамеда — 5 человек. Главарь — кулак, мусаватист, один из активных участников Кельбаджарского восстания 1930 г. Оперирует с 1930 г. в Кельбаджарском районе Нагорного Карабаха.

Банда Лиокелия — 6 человек. Главарь — старый политбандит, участник меньшевистской авантюры 1924 г.31. Сподвижник Чолокаева. Оперирует в Душетском районе Грузии.

Банда Джамулета Глонти — 4 человека. Главарь — старый меньшевик, участник восстания 1924 г. Ведет работу по насаждению меньшевистских ячеек в Озургетском районе Грузии.

В террористической деятельности банд следует отметить такую, характерную для Закавказья, особенность: в числе подвергшимся нападениям и убитых бандитами преобладают агенты местных органов ГПУ и гласные работники ГПУ и милиции. Так, из общего числа убитых 67 и раненых 25 на органы ОГПУ и милиции приходится 29 убитых и 15 раненых.

Погранполоса Персии

В пограничной полосе Персии, смежной с ЗСФСР, на 1 ноября состояло на оперативном учете: активнодействующих банд — 7 с 52 участниками; пассивных банд — 16 с 269 участниками. Всего: 23 с 321 участником.

В течение октября имело место 8 прорывов закордонных банд на нашу территорию. Агентурными данными устанавливается:

41-й Нахичев[анский] погранотряд — появление в тылу отряда на участках 1-й и 2-й погранзастав курдской банды Везир Мамедова численностью 8-10 человек. Банда оперирует в районе Садарака, Кярки, Кзыл- Агыл, Джанаш-Дараси.

42-й Джебраил[ьский] погранотряд — прибытие в перспогранполосу из глубокого тыла бандгрупп: Махмудлинской в долину р. Самур-чай; Керимбеклинской — в долину р. Карасу; Ахмедолярской — в с.с. Калактарлу и Карахан-Беглы; Пиряйвашлинской — на кочевки Алханлы.

Погранполоса Турции

29 октября нарядом 39-го ЛПО полностью ликвидирована пришедшая из Турции кадровая политическая банда братьев Панаха и Юсуфа Халил Оглы численностью в 6 человек. 2 бандита (главари) убиты, 4 захвачены. У бандитов взято: 6 винтовок, 2 револьвера, 6 лошадей. Кроме того, у одного из главарей взят боевой устав пехоты РККА.

Средний Восток
Казахстан и Средняя Азия

По Среднему Востоку за последние месяцы отмечается:

  1. Значительное снижение скотокрадческого бандитизма по Казахстану, принявшего летом текущего года широкие размеры.
  2. Рост бандитизма в Таджикской ССР, где в первом полугодии банд не было вовсе (в настоящее время оперирует около 13 банд со 100 участниками).
  3. Активность банд, оперирующих в Туркмении, особенно в центральных Каракумах и в районе г. Мерва.
  4. Недостаточность агентурного освещения глубинных районов Казахстана (районов формирования банд) и отсутствие вследствие этого исчерпывающих данных об обстановке в этих районах.

Деятельность банд, оперирующих на территории Среднего Востока, идет, в основном, по линии массовых хищений скота, вооруженных налетов и ограблений колхозов и совхозов, организации откочевок и эмиграции за кордон.

Конкретно по области обстановка (по неполным данным) рисуется в следующем виде.

Казахстан

На 1 ноября на оперативном учете ОО ПП состоит: активных банд — 2 с 22 участниками; пассивных банд — 15 с 300 участниками; всего банд — 17 с 322 участниками.

За период май-октябрь на территории Казахстана было ликвидировано 26 банд с 247 участниками. Деятельность всех ликвидированных банд направлялась, в основном, к подрыву экономической мощи животноводческих совхозов и колхозов и выражалась практически в массовых угонах и хищениях скота. Скотокрадческий бандитизм, типичный для Казахстана, вдохновляемый и руководимый к.-р. байским элементом принял в течение лета и осени т.г. весьма значительные размеры.

Наряду с этим в пустынных районах КАССР (район оз. Сам, Мангышлакский п-ов, район Челкар-Иргиз) отмечается наличие ряда крупных политических банд, основное ядро которых составляют бывшие участники к.-р. вооруженных выступлений 1930-1931 гг. так, например:

В районе оз. Сам (Актюбинская обл.) — действует банда Бижана Жалмагамбетова — 100 всадников.

В районе г.г. Иргиз и Челкар — банды: Дунгулюкова — 15 всадников и неизвестного командования — 60 всадников.

На полустрове Мангышлак — банда неизвестного командования — 30 всадников

В Алма-Атинской обл. — банды: Кучукова Чабдана — 20 человек и Эржанова — 15 человек.

Особо серьезного внимания требуют бандгруппы, передвигающиеся в глубинных, удаленных от культурных центров районах. Банды эти, не обеспечиваемые в достаточной мере систематическим агентурным освещением, могут явиться руководящим к.-р. началом в бандитском движении, аналогичном движению 1932 г., рецидивы которого не исключены.

Средняя Азия

В течение первого полугодия 1933 г. основная масса басмаческих шаек была сосредоточена в Туркмении (Центральные Каракумы). Незначительное количество басмаческих шаек оперировало в Таджикистане и Узбекистане. В Киргизии и Кара-Калпакии за первую половину 1933 г. банд не было.

На оперативном учете ГПУ Туркмении к началу года состояла 21 банда с 568 участниками, имевшими на вооружении 472 винтовки. Из этого числа в Центральных Каракумах оперировало 11 банд общей численностью 270 всадников, возглавляемых объединенным командованием известных бандглаварей Дурды Мурта и Ахмед Бека. Указанные бандгруппы состояли из кадровых басмачей, имевших долголетний опыт во- оружейной борьбы с советской властью и опиравшихся на к.-р. повстанческое подполье Ташаузского округа.

С целью ликвидации бандгруппы Дурды Мурта ПП ОГПУ Средней Азии в декабре 1932 г. была проведена чекистско-войсковая операция. В результате бандгруппы Дурды Мурта были разгромлены. Остатки банд, руководимых Ахмед Беком, 12 октября 1933 г. в 20 км сев[еро]-зап[аднее] г. Куня-Ургенч были полностью ликвидированы.

На 1 ноября по республикам Средней Азии состояло на оперативном учете около 500 человек. Наиболее пораженной бандитизмом по- прежнему оставалась Туркмения, где оперировали следующие наиболее крупные и активные банды.

В Центральных Каракумах — Карлы Варана в 25 джигитов и Нияз Мужжамед Косе в 35 джигитов.

В Мервском районе — банды Ораз Нияз Кара, Пирмет-Яб, Аслан Яб и Кара Вабана общей численностью около 50 джигитов.

В районе г. Теджен — банда Ак Мамеда — 12 джигитов.

В течение октября-ноября в Туркмении ликвидированы: закбанда Ата Хана в 8 человек, банда кадрового басмача Курбаши Ораз Бала —  3 человека и ряд других мелких банд. В течение первых чисел ноября в результате агентурных мероприятий сдалось 3 бандглаваря и 18 рядовых бандитов из банд Хала Котура, Атаджан Кандыма, Ак Мурад Эссена и Ораз Нияз Кара. Бандитами сдано 13 винтовок, 7 ружей, 2 револьвера и 834 шт. патронов.

На территории Таджикистана на 1 ноября оперировало 13 банд общей численностью свыше 100 человек. Банды эти концентрировались в основном в районах: Кзыл-Мазарском, Бальджуанском, Дангаринском, Мумин-Абадском, Даштиджумском и Ховалингском.

В целях ликвидации бандитизма и очистки пораженных районов от пособнических к.-р. элементов ГПУ Таджикистана в начале ноября начата чекистско-войсковая операция.

Пограничная полоса
Персии, Афганистана и Кашгара

В пограничной полосе Персии, Афганистана и Кашгара у границ Туркмении, Таджикской ССР и Киргизии располагается около 70 банд общей численностью до 2000 человек. Указанными бандами в течение 1933 г. совершено свыше 50 вооруженных налетов на нашу территорию.

В ряде случаев банды ставили своей задачей соединение с внутренними бандгруппами, оперирующими на территории среднеазиатских республик. Практически деятельность банд выражалась в вооруженных грабежах колхозов и отдельных колхозников, угоне скота и конвоировании за кордон откочевок.

Дальний Восток
ВСК и ДВК

По Восточной Сибири и ДВК краю особо серьезного внимания требует бандитизм закордонный, организуемый и руководимый японцами, как непосредственно, так и через белоэмигрантские организации Маньчжурии. Деятельность закордонных банд, укомплектованных белогвардейцами, развертывается в основном в пограничной полосе Восточного Забайкалья (операционное направление Харбин-Чита) и Приморья (операционное направление Харбин-Владивосток).

Основными исполнителями заданий японского военного командования и его разведорганов в деле организации бандгрупп являются Дальневосточный автономный отдел БРП и центр Русской фашистской партии (Харбин).

ВСК

На территории ВСК к 1 ноября оперировало:

  Внутренние банды Закордонные банды Всего
Бурято-Монгольская АССР 3 с 20 участниками - 3 с 20 участниками
Читинский оперсектор 3 с 15 участниками 3 с 11 участниками 6 с 26 участниками
Красноярский оперсектор 5 с 18 участниками - 5 с 18 участниками
Киренский оперсектор 1 с 5 участниками - 1 с 5 участниками

Внутренние банды ВСК состоят целиком из беглых и репрессированных кулаков, осуществляющих имущественный и физический террор по отношению к колхозам и партколхозному активу.

В отношении закордонного бандитизма в ноябре-декабре отмечались следующие факты:

1.  Прибытие в китайский пос. Усть-Кунеча (Трехречье) отряда белогвардейцев под командованием полковника Москалева. Численность отряда 38 человек. В составе отряда находятся: японский офицер и бывший участник к.-р. вооруженного выступления в Нерчинско-Заводском районе Башуров (агент БРП).

2.  В г. Шивэйсян (китайская территория, против Нерчинского завода) ожидается прибытие белогвардейского отряда численностью около 210 всадников.

3.  Японские агенты по заданию японской военной миссии в Харбине формируют группу из 40 белогвардейцев для посылки ее на «постоянную работу» в Трехречье.

4. По заданию агента японской жандармерии Накамура в Трехречье дополнительно мобилизовано 120 забайкальских казаков, предназначенных для постепенной замены китайских погранчастей, охраняющих границу Трехречья.

Из числа «более способных» и, в основном, беглецов из СССР предполагается формирование банды для действий в районе Нерчинского завода с диверсионными и разведывательными задачами. Отряд мобилизованных после непродолжительной военной подготовки во главе с 11 бывшими белыми офицерами выступил по направлению к нашей границе.

ДВК

На 1 ноября на территории ДВК оперировало:

  Внутренние банды Закордонные банды Всего
Охотский округ 2 с 10 участниками 2 с 10 участниками
Приморская обл. 6 с 42 участниками 8 с 49 участниками
Владивостокская] обл. (пригородный район) 1 с 17 участниками 1 с 17 участниками
Амурская обл. 15 с 166 участниками 2 с 5 участниками 17 с 171 участниками
Всего: 24 с 235 участниками 2 с 5 участниками 28 с 247 участниками

Из бандгрупп, располагающихся в пограничной с Приморьем полосе, следует отметить: 1. Банду полковника Сипайло, численностью 25 человек. Численность банды предположено довести до 250 человек; 2. Банду Ващенко в 7 человек.

Начальник 3-го отделения ОО ОГПУ
Алехин

Пом. начальника 3-го отделения ОО ОГПУ
Ульмер

Рассылается:

1) Ягоде; 2) Прокофьеву; 3) Агранову; 4) Молчанову; 5) Фриновскому; 6) Маркарьяну.

Ф. 3. Oп. 1. Д. 95. Л. 40-52. Подлинник.