Обзор ОО ОГПУ по делам вскрытых и ликвидированных кулацко-повстанческих к.-р. организаций на территории БССР, УССР, Западной обл., СКК, ЦЧО и НВК. Февраль 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.02
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. On. 11. Д. 1496. Л. 68-79. Копия

Февраль 1933 г.
Совершенно секретно

Материалы, полученные в результате дальнейшего развертывания оперативных мероприятий по кулацко-белогвардейскому и националистическому повстанческому к.-р. подполью, подтверждают оценку целеустановок и методов к.-р. деятельности классового врага на селе, данную нами в нашем первом обзоре от 23 января.

Вновь добытыми агентурно-следственными данными выявляются:

1.   Связи между очагами к.-р. повстанческого подполья БССР и Западной обл., БССР и УССР, ЦЧО и УССР, Северного Кавказа и УССР.

2.   Перехват к.-р. повстанческими образованиями важнейших стратегических ж.-д. магистралей и узлов и укрепленных районов Западной пограничной полосы, что позволяет сделать вывод о наличии общего продуманного плана дислоцирования к.-р. образований.

3.   Руководство поляков шпионско-повстанческой и вредительской деятельностью к.-р. организаций, вскрытых в системе сахарной промышленности (УССР-ЦЧО).

4.   Объединение всех к.-р. и а/с сил (кулачество, бандиты, бывшие белые, бывшие люди, члены эсеровских политических партий и т.п.) для организованной к.-р. деятельности по подготовке вооруженного восстания против советской власти.

5.   «Универсализм» вскрытых к.-р. образований в отношении применяемых ими методов к.-р. действий — одновременное проведение шпионской, вредительской, повстанческой, диверсионной и террористической к.-р. работы, направленной к конечной цели — организации вооруженного к.-р. восстания.

6.   Наличие националистических к.-р. процессов, культивирующих самостийнические украинские настроения и идеи объединения Украины и Кубани под флагом УНР.

По-прежнему, как это мы отмечали в первом нашем обзоре, основной удар контрреволюции идет по сельскому хозяйству во всех его областях.

Ниже приводим наиболее характерные дела по кулацко-белогвардейским и националистическим повстанческим к.-р. организациям, вскрытым и ликвидируемым в настоящее время.

1.   ОО ПП ОГПУ по ЦЧО вскрыта и ликвидируется руководимая польской разведкой к.-р. шпионско-повстанческая и вредительская к.-р.

организация в Ракитнянском районе, охватившая своей деятельностью ряд совхозов и заводов сахарной промышленности и 9 сел района.

Организация возникла в 1927 г., а окончательно оформилась в 1930 г. Руководящая головка организации состояла из бывших белых офицеров, проникших в совхозы, на сахарные заводы и в МТС и занявшими там должности агрономов, агротехников, зав. опытными полями, секретарей отделов и т.д.

«Руководящая роль в центре к.-р. организации принадлежала нам — бывшим белым офицерам, пристроившимся в совхозах и на заводах, как лицам с военным опытом, знаниями и военной дисциплиной».

Программно-тактические установки организации сводились к следующему: «Конечная цель организации — свержение советской власти путем вооруженного восстания внутри страны. Для этого мы предполагали объединить все враждебные силы по отношению к Советскому Союзу, в основном, — в деревне, в тесном соединении с городом. А т.к. надеяться на полный успех, исходя только из своих внутренних сил, было нельзя, необходима была помощь извне, т.е. одновременная интервенция со стороны капиталистических стран, в частности, Франции и находящихся там белоэмигрантских сил под командованием генерала Миллера».

«После свержения советской власти предполагалось образование нового правления. Исходя из настроения крестьянства, можно было думать только об учредительном собрании».

«Опираясь, в основном, на крестьянские массы, мы ставили перед собой задачу, после свержения советской власти реставрировать частновладельческую собственность, свободную торговлю и создание условий, способствующих развитию частновладельческого капитала».

«Практические пути, по которым проводилось осуществление указанных программных установок, были следующие:

—    захват управленческих аппаратов в колхозах и совхозах в резко враждебных советской власти элементов, привлечение их к к.-р. вредительской деятельности по подрыву развития совхозов и укрепление этих элементов;

—    организация кулацкой верхушки деревни в к.-р. группы и через них использование крестьянской массы в борьбе с советской властью; также использование этих к.-р. групп как реальной силы на случай вооруженного восстания против советской власти;

—    запугивание через кулацкие к.-р. группы актива деревни, применение к коммунистам, активу и другим угроз и террористических актов»;

—    использование переменного состава (терчастей РККА) как подготовленной боевой единицы; изыскание оружия через Осоавиахим, а, главным образом, путем организации налетов на места большого скопления оружия (милиция, райвоенкоматы)».

В 1929 г. с к.-р. организацией связалась польская разведка. Связь была организована польским консульством в Киеве через агента польской разведки Фалликовского, зав. отделом полеводства украинского института сахарной промышленности. Последний и связался с организацией через другого агента польской разведки (завербованного Фалликовским) — Винса, зав. опытным контрольным пунктом Красно- Яружского свеклосовхоза.

Польская разведка поставила к.-р. организации следующие задачи:

1.   Сбор сведений о состоянии частей РККА, их вооружении и расположении; сбор сведений о дислоцировании райвоенкоматов.

2.   Сбор сведений о новых строительствах и их назначении, сведений о сахарных заводах и сахарных совхозах, о количестве их продукции и местах ее хранения.

3.   Противодействие хозяйственным и политическим кампаниям на селе, всемерное разложение колхозов, организацию антиколхозного движения.

4.   Подрыв сырьевой базы для сахарных заводов путем вредительства в свеклосовхозах и колхозах.

Проводя шпионство, вредительскую к.-р. работу, организация энергично вела подготовку восстания, срок которого польской разведкой был назначен на весну 1933 г. Военная подготовка членов организации осуществлялась путем пропуска их через учебу в ячейках Осоавиахима.

2.   В процессе дальнейшего разворота дела по ликвидируемой ОО ГПУ УССР петлюровской к.-р. повстанческой организации, созданной эмиссарами польско-петлюровских к.-р. центров Мамчием и Суржко, устанавливается, что организация охватывала своими ячейками: Киевскую обл. — г. Умань и 9 районов; Донбасс — г. Мариуполь и 1 район; Одессчину — 3 района; Винницкую обл. — гг. Казатин, Бердичев, Жмеринку и Шепетовку; транспорт — 10 узловых ж.-д. станций стратегического значения.

Организация строилась по военному принципу. Группа пунктов, охваченных повстанческими ячейками, возглавлялась «Вийськовой Радой» (Военным Советом) из пяти человек. Организация делилась на сотни, во главе каждой — командир сотни. Сотни делились на 4 десятка (взвода) во главе с десятским — командиром взвода. Последние непосредственно проводили к.-р. вербовочную работу.

Руководство работой организации осуществляли польско-петлюровские закордонные центры через своих эмиссаров Мамчия Григория и Суржко Семена. Мамчий и Суржко, раскулаченные и высланные в 1929 г. в Соловки, бежали оттуда через Финляндию в Польшу. Здесь они связались непосредственно с товарищем минвнудел Правительства УНР — Чикаленко, минвнудел — Смаль-Стоцким, председателем УЦК Ковальским, военмин Сальским и контрразведчиком Недайкашей. После тщательной проверки Суржко и Мамчий были направлены на специальные курсы для обучения методам повстанческой и шпионской работы, после чего оба нелегально были переброшены на Украину.

О характере полученных заданий Мамчий показывает: «Основное задание заключалось в том, чтобы связаться с повстанческим подпольем и в дальнейшем направлять его работу». «Чикаленко мне поручил передать повстанческому подполью необходимость брать основную установку на внутренние силы, не полагаясь на интервенцию. Когда на Украине создастся благоприятная обстановка для вооруженного выступления против советской власти, из закордона будут переброшены нужные руководящие кадры». По его словам, вооруженное выступление против Советской власти приурочивалось к весне 1933 г. «Чикаленко обратил мое внимание и внимание других высылаемых на Украину эмиссаров на предстоящую хлебозаготовительную кампанию, в связи с которой мы должны будем через членов организации повести агитацию за несдачу хлеба. При этом надо было разъяснить крестьянам, что невыполнение хлебозаготовительного плана или даже излишняя оттяжка его приведет к большим затруднениям красных оккупантов».

«Большое значение придавалось работе по развалу колхозов, что надо было проводить через завербованных в организацию колхозников и через них же нужно было добиваться срыва хлебозаготовок, посевкампаний и т.п., создавая тяжелое положение как для колхозов, так и для государства. Чикаленко также указывал на необходимость ведения агитации среди рабочих, наталкивая их на вредительство. В первую очередь предполагалось охватить заводы и фабрики с большим количеством сезонных рабочих».

Одновременно с этим устанавливается, что переброска польско- петлюровских эмиссаров на нашу территорию в 1932 г. имела широкие размеры. «Со слов Змиенко и Чикаленко мне известно, что сейчас идет посылка на Украину отдельных эмиссаров для организации повстанческого подполья. Вне Украины работа проводится среди казаков Урала, Дона и Кубани».

В основу определения района к.-р. деятельности для каждого эмиссара ложился принцип возможности возобновления старых связей и хорошего знания местных условий.

Мамчий и Суржко привезли из-за кордона 4000 петлюровских к.-р. листовок, которые были переданы ими к.-р. организациям. Содержание листовок сводится к обращению с призывом к активной вооруженной борьбе с советской властью, сопротивлению хлебозаготовкам, срыву мероприятий советской власти на селе и т.п. Все эти листовки использовались руководством организации как агитационный материал при вербовке. К настоящему времени по делу арестовано свыше 300 человек.

Из материалов по ликвидируемым на Украине к.-р. организациям устанавливается, что:

а)  петлюровские закордонные центры весьма активизировали свою деятельность и перебрасывают старые, квалифицированные повстанческие кадры на нашу территорию для организации и руководства повстанческим к.-р. подпольем как непосредственно на Украине, так и в областях с украинским населением (Кубань-СКК);

б)  при развертывании и углублении следственной работы выявляется, что все организации через отдельных руководителей увязываются между собой;

в)  вскрытые повстанческие организации, делая упор в основном на село, не ограничиваются последним, а через своих членов, работающих или проникающих на производство, закладывают к.-р. ячейки в промышленности, привлекая в свои ряды, прежде всего, оседающих в промышленности кулаков, раскулаченных и вновь принятых на производство сельских элементов;

г)  заслуживает исключительного внимания наличие связей повстанческих организаций на Красную армию;

д)  дислокация ячеек к.-р. организаций показывает на наличие продуманного и проводимого в жизнь стратегического плана восстания. В этом отношении обращает на себя внимание значительное количество ячеек на Ю[го]-3[ападной] ж.д. и вокруг крупных центров Правобережья;

е)  к моменту поднятия восстания петлюровские руководящие центры стремятся путем дезорганизации сельского хозяйства, развала колхозов, срыва посевной и хлебозаготовительной кампании создать ряд трудностей в стране, которые благоприятствовали бы восстанию.

3.   По Западной обл. в течение января ликвидировано 8 к.-р. повстанческих организаций с широко разветвленной сетью низовых ячеек, охватывающих до 50 населенных пунктов ряда районов и несколько городов. Агентурно-следственные данные указывают на наличие общего центра и связей к.-р. организаций с Украиной и Белоруссией.

Основные усилия ликвидированных к.-р. организаций направлялись на срыв хозполиткампаний на селе, саботаж хлебозаготовок и сева и разложение колхозов.

«Наиболее же эффективным считалось оставлять колхозы без рабочей силы, чем также преследовалась цель сокращения посевной площади, а отсюда и создание напряженности в отношении всех планов хозполиткампаний и разложение колхозов изнутри путем внедрения в колхозы к.-р. настроенных твердозаданцев».

4.   По БССР ликвидированы крупные к.-р. повстанческие организации, охватывавшие своими ячейками свыше 10 районов и имевшие в своем составе около 1500 человек. Организации имели связи с к.-р. повстанческим подпольем УССР и Западной обл. Агентурно-следственными данными установлено, что в сентябре-ноябре 1932 г. в Гомеле происходил съезд представителей повстанческого подполья Белоруссии, Украины и Западной обл.

Организации ставили своими задачами срыв хозполитмероприятий на селе и свержение советской власти путем вооруженного восстания. «Вооруженное восстание против советской власти мы намечали совершенно не в мирной обстановке, т.к. не надеялись на успешный исход такового, а самым лучшим моментом для восстания считали объявление мобилизации, учитывая при этом, что крестьянство пойдет за нами. Красная армия был бы занята на фронте и, кроме того, она не пошла бы против восставших крестьян, а кроме того, мы надеялись на помощь иностранных государств».

На территории БССР в полосе стратегических ж.д. Минск-Бобруйск, Минск-Орша, Слуцк-Осиповичи и в смежных с ней районах ликвидирована диверсионно-повстанческая к.-р. организация, созданная агентами 2-го отдела Польского генштаба, активными деятелями Савинковской организации. Организация состояла из бывших бандитов, бывших польских партизан, баляковцев, савинковцев и репрессированного кулачества и насчитывала в своих рядах свыше 120 человек. Организация состояла из 5 групп: 1) военной — для активных действий и поднятия восстания в армии (в эту группу вербовались переменники терчастей и запасники); 2) разведывательной — для связи и разведки; 3) гражданской — для занятия административных должностей во время восстания; 4) запасной и 5) хозяйственно-материальной — для снабжения и организации баз для повстанцев.

К моменту восстания из Польши должны были прибыть специальные эмиссары — руководители и привезти с собой оружие. Также было намечено добыть оружие путем захвата оружейных складов и убийств членов партии и активистов, имеющих оружие. Для широкого вовлечения в свои ряды к.-р. настроенных групп крестьянства организации выступала под флагом «селянской партии». В мирное время организация ставила перед собой задачу активного противодействия мероприятиям партии на селе, развал колхозов и совхозов и срыв заготовок.

5.   На Кубани вскрыта разветвленная кубанско-украинская самостийническая к.-р. организация, имеющая свои группы в ряде станиц и руководящий центр в г. Краснодаре, в Украинском научно-исследовательском институте. Во главе организации стоят: 1. Шаля — профессор Института украинского языковедения, корреспондент Всеукраинской Академии наук, видный самостийник, получавший от Ефремова (один из руководителей СВУ) задание по созданию к.-р. Украинской организации на Кубани;

2.   Проф. Грушевский (племянник известного академика Грушевского), активный сподвижник Шульгина, бывший зам. начальника Киевского «ОСВАГА», находившийся на нелегальном положении с 1925 г. по 1931 г.;

3.    Коцюберда — шовинист, бывший директор Полтавского педтехникума, бывший член ВКП(б), руководитель «Товарищества украинцев Кубани» и ряд других научных работников украинцев.

Деятельность организации направлялась на пропаганду самостийности и идеи создания «Союза Украины и Кубани»; организацию повстанческих кадров Кубани; создание из Украинского и Кубанского учительства и учащихся на Кубани пропагандистских организаторских к.-р. кадров в целях развертывания самостийнической повстанческой работы среди кулачества; борьбу против советской власти на Кубани. К.-р. организация была связана с Украинской эмигрантскими к.-р. центрами и получала от них указания.

6.  В процессе развернутой в НВК операции ликвидировано 538 к.-р. образований с общим числом участников 3000 человек. Агентурноследственными данными устанавливается наличие очагов кулацко-белогвардейского повстанческого к.-р. подполья, охватившего своими ячейками и связями ряд учреждений и предприятий сельского хозяйства.

Одновременно с этим выявлен и ликвидируется ряд к.-р. повстанческих казачьих образований. В Астрахани ликвидирована крупная к.-р. повстанческая организация бывшего белого офицерства. Организация ставила своей задачей подготовку восстания Астраханского казачества и была связана с закордоном через эмиссара Калмыка-Панчуева, прибывшего в СССР по заданию генерала астраханских казачьих частей Ковалева для руководства к.-р. работой среди астраханского казачества.

Начальник 3-го отделения ОО ОГПУ
Алехин

Пом. начальника 3-го отделения
Ульмер

Ф. 2. On. 11. Д. 1496. Л. 68-79. Копия.