Докладная записка ОГПУ о вскрытии к.-р. организации в ветеринарии. 26 сентября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.09.26
Период: 
1932
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Оп. 10. Д. 21. Л. 126-132. Копия

26 сентября 1932 г.
№ 40506
Совершенно секретно

ЦК ВКП(б) т. Сталину

В процессе тщательного наблюдения за деятельностью основных кадров ветеринарии ОГПУ установило консолидацию к.-р. организации, ведущей организованную работу по срыву социалистического животноводства. Занимая руководящее положение во Всесоюзном институте экспериментальной ветеринарии в Москве, организация, пользуясь своим влиянием, широко развернула свою деятельность не только в центре, но и в ряде областей. В настоящее время ведется следствие в СВК, ИПО и ВСК. Наличие связанной с Москвой группировки установлено также в Ленинграде. Имеющиеся в распоряжении ОГПУ материалы указывают, что основной кадр активизировавшихся сил к.-р. ветеринарии состоит из большого количества сыновей попов, бывших крупных чиновников, помещиков, офицеров и белогвардейцев, частью представляющих собой обломки ликвидированной в 1931 г. к.-р. организации микробиологов.

Практическая к.-р. работа группировкой ведется по следующим основным линиям:

1.  Массовый забой скота под видом подозрительного по болезни и под предлогом радикальной борьбы с эпизоотией;

2.  Непринятие своевременных мер к изоляции больного скота от здорового и умышленная переброска животных из неблагополучных по эпизоотии хозяйств в благополучные;

3.  Умышленно неправильное определение болезни и мер борьбы с нею;

4.  Распространение эпизоотии среди скота путем производства поголовным прививок в благополучных районах;

5.  Сознательное применение негодных и загрязненных биопрепаратов, приводящих к падежу скота;

6.  Торможение и срыв научно-исследовательской работы в области ветеринарии и животноводства; ставка на академизм, на разработку тем, не имеющих никакой практической ценности.

Из конкретных фактов, характеризующих подрывную работу к.-р. группировки, заслуживает внимания составленная участником группировки ленинградским профессором Тартаковским инструкция по борьбе с повальным воспалением легких крупного рогатого скота. Эта инструкция требует убоя всех подозрительных по заболеванию повалкой животных. Она широко используется к.-р. элементами среди ветеринарии для массового забоя совершенно здорового скота под видом повалочного. Так, например, по СВК за 1931 г. в связи с ликвидацией повалки было забито 15 000 голов скота, из которых больных было не более 20-25 %. Всего же по Союзу за 1931 г., по неполным данным Главветупра НКЗ Союза, было забито выделенного как повалочного 76 186 голов скота. Причем, по [нашим] данным, после забоя 40 % из них патологоанатомических показаний на повалку не дали. Кроме того, Тартаковский с целью умышленного распространения повального воспаления легких среди скота на состоявшейся в октябре 1931 г. Оренбургской конференции провел ряд установок, которые были приняты и проводятся по настоящее время, нанося огромный ущерб социалистическому животноводству. К числу таких указаний Тартаковскго относится оставление в стаде больных-хроников, рассеивающих инфекцию и заражающих повалкой других животных.

Вместе с тем агентурой и следствием установлено, что специалисты — проф. Белицер, доценты Косарев и Тавельский — работники Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии, умышленно срывают борьбу с весьма опасным заболеванием среди конского состава — менингитом. Рядом заграничных ученых, как в Германии, так и во Франции, менингит изучен. Установлено, что возбудителем его является фильтрующий вирус и разработаны вакцины для лечения. Между тем, Белицер, Косарев и Тавельский, упорно скрывая возбудителя этой болезни и методы борьбы с заболеванием, на официальных совещаниях и консультациях сводят появление в Союзе менингита к чрезмерной эксплуатации лошадей, к плохому уходу и недостаточному кормлению. В то же время, беседуя о менингите с членом группировки, Косарев заявил: «Вы ведь знаете, что точно так же при столбняке бактерия локализуется в одном месте и отсюда действует на всю нервную систему. Вот почему и происходят такие нервные заболевания у лошадей. Ну, конечно, говорить мы об этом — не говорим им, додуматься же до этого они еще не успели. Пусть, черт с ними, докопаются, а тем временем добрая половина лошадей подохнет. И так уже стали во многих местах пахать на коровах. Когда это было раньше, при царском режиме, видно. Это же позор! Так им и надо, додумались же они до своих колхозов и совхозов — так пусть же и платятся за это». Примерно в этом же духе говорит Белицер: «Разве мы бы допустили такую массовую гибель лошадей, если бы они не прогнали единоличника, а то ведь нет — загнали, хочешь не хочешь — в колхозы, а теперь нам говорят — спасай их». В результате организованного срыва борьбы с менингитом это заболевание получило значительное развитие. За 1931 г. только по РСФСР от менингита пало 41 535 лошадей, а по неполным данным, за время с января по июль 1932 г. по Уралу, Сев[ерному] Кавказу, Средней и Нижней Волге от менингита пало 5702 лошади.

К.-р. группировка приложила много усилий также на распространение наиболее опасной болезни свиней — чумы. С этой целью она широко использовала в благополучных по чуме совхозах т.н. «метод симультанных прививок», приведший почти везде к значительному отходу свинопоголовья. Так, например, в ЦЧО от привитых симультанно 17 837 голов пало 6069 г[олов] или 33 %. Отход по Средней Волге составляет 13 %, по Нижней Волге — 11,5 % и т.д.

Имеют место случаи, когда после прививок падеж доходит до 100 % (совхоз Артыташ на Украине). Арестованный в СВК член группировки Силантьев по этому поводу показывает: «Поголовные симультанные прививки против чумы свиней по заданию вредительского центра должны производиться во всех благополучных совхозах края с целью создания новых чумных очагов в благополучных местностях, заражения вирусом чумы почвы и повышенного отхода среди привитых». То же самое подтверждает другой арестованный — Захаров, указывая при этом на активную роль проф. Циона. Аналогичные методы распространения эпизоотии — путем применения прививок сибирской язвы в благополучных совхозах, установлены следствием в Ивановской обл., проводниками коих были также члены к.-р. группировки.

Большую роль в деле проведения к.-р. работы специалистов ветеринарии играют ветбаклаборатории и фабрики. В связи с этим ОГПУ через РКИ было произведено обследование их с целью выполнения порядка хранения и качества биопрепаратов. Обследованием почти повсеместно установлено наличие в большом количестве негодных, загрязненных и испорченных биопрепаратов. В ряде мест до настоящего времени не были изъяты из обращения умышленно зараженные биопрепараты. Негодные биопрепараты умышленно направлялись в совхозы для прививок, что вызывало падеж скота и вынужденный убой. Это установлено как агентурно-следственными материалами, так и целым рядом официальных материалов с мест. Характерным для определения состояния биофабрик и лабораторий является заключение комиссии РКИ по Биофабрике им. Хатаевича. Подводя итоги обследования, комиссия пишет: «При существующей постановке санветотдела на Биофабрике им. Хатаевича — последнее является не противочумным предприятием, а рассадником распространения естественной чумы».

Материалами ОГПУ устанавливается, что в общей к.-р. работе, довольно разнообразной по своим методам и формам, центр тяжести деятельности к.-р. группировки все больше переносится на наиболее разрушительные методы работы. По словам участников группировки, взят курс «на обострение положения в социалистическом секторе путем более активных действий по уничтожению поголовья».

Арестованный руководитель самарской группировки Захаров, будучи в Москве у проф. Сизова П.В., получил установку от последнего о заражении почвы в птицеводческих хозяйствах тифом, что им практически и было осуществлено в Панциревском птицесовхозе СВК. «Профессор Сизов рассказывал, [что] употреблявшиеся до сего времени наши методы вредительства не дают быстрого эффекта, что пора перейти на путь более решительных методов вредительства для скорейшего достижения своих конечных целей. Он информировал меня о том, что к.-р. центр принял установку на производство заражений скота и почвы в совхозах. В частности, проф. Сизов брал вредительскую установку на заражение почвы в птицесовхозах тифом».

На конспиративном совещании, состоявшемся 9 августа 1932 г. на квартире у руководителя оренбургской группировки проф. Дорофеева, где присутствовали члены группировки Дорофеев А.Ф., Ельманов Н.В., Германов Н.И., а также профессора] Косарев В.А. и Тавельский, была принята установка на активное заражение скота пироплазмозом.

Наш агент сообщает: «Дорофеев сказал: "Нам надо включить в нашу программу и пироплазмоз крупного рогатого скота". На это Ельманов ответил: "Надо завезти сюда пироплазмоз и пустить его здесь повсюду. Этому поможет скот из неблагополучных местностей". Германов же, обращаясь к Ельманову, подтвердил: "Мы со своей стороны постараемся вам посодействовать, найти больной пироплазмозом скот в правобережье Волги. Перегнать таких животных прямо в Оренбургский район — и все"».

Помимо указанного, в распоряжении ОГПУ имеется ряд других материалов, свидетельствующих о возрастающей активности к.-р. группировки специалистов-ветеринаров. В целях пресечения дальнейшей разрушительной работы организации ОГПУ просит санкции на производство следствия с применением арестов в отношении следующих лиц:

  1. Белицера Александра Васильевича — зав. протозоологическим отделом ВИВиЗа за срыв борьбы против менингита, приведшего к падежу большого количества конского поголовья.
  2. Косарева Василия Александровича — зав. микробиологическим отделом ВИВиЗа за срыв борьбы против менингита и умышленное распространение пироплазмоза в Оренбургском районе.
  3. Сизова Павла Васильевича — директора Института болезней птиц за дачу установок членам организации о заражении птицеводческих хозяйств тифом, что фактически в некоторых районах осуществлено.
  4. Тартаковского Михаила Гавриловича — профессора Ленинградского института сравнительной патологии за умышленное создание условий для уничтожения под видом подозрительных по повалке скота, нанесших большой ущерб социалистическому животноводству. Им же даны указания по повалке, способствующие наибольшему распространению этой болезни.
  5. Циона Роберта Адольфовича — профессора, специалиста по чуме свиней, за умышленное распространение чумы в свиносовхозах методом применения симультанных прививок.
  6. Тавельского Павла Владимировича — зав. лабораторией микробиологического отдела ВИВиЗа за срыв борьбы против менингита лошадей и умышленное распространение пироплазмоза.

Все указанные лица являются наиболее активными членами к.-р. организации ветеринаров.

Председатель ОГПУ Менжинский

Ф. 2. Оп. 10. Д. 21. Л. 126-132. Копия.