Докладная записка ПП ОГПУ по АЧК о состоянии и подготовке к севу конского поголовья, по данным на 10 марта 1934 г. 17 марта 1934 г.
17 марта 1934 г.
№ 159304
Совершенно секретно
Начальнику СПО ОГПУ т. Молчанову
Падеж рабочих лошадей продолжается. За январь-февраль с.г. по колхозам края по неполным данным пало 3 тыс. 190 лошадей. Параллельно с массовым падежом конского поголовья идет сокращение воспроизводства молодняка. В этом отношении характерны следующие данные: в 1932 г. было покрыто 148 тыс. 600 маток или 98 % плана; имелось жеребят до одного года — 23 тыс.; в 1933 г. было покрыто 99 тыс. 888 маток или 67 % плана; жеребят до одного года имелось 19 тыс.
Одновременно с общим сокращением молодняка отмечается резкое уменьшение его и на КТФ, и в конеколхозах. На январь 1932 г. было молодняка 9 тыс. 816 голов, а на январь с.г. (вместе с полученным приплодом) осталось только 8 тыс. 600 голов.
Обращает на себя внимание катастрофически низкий процент получения приплода от искусственного оплодотворения. В 1932 г. было искусственно оплодотворено 22 тыс. 184 матки (план выполнен на 47 %), и получено только 6,7 % приплода. В 1933 г. было искусственно оплодотворено 19 тыс. 183 матки (план покрытия выполнен на 83 %). Окончательные результаты выжереба будут известны через 5-6 месяцев, но имеющиеся уже сейчас предварительные данные говорят о получении прошлогодних результатов. Таким образом, срыв случной кампании в прошлом году, отмечающееся в ряде районов массовое абортирование маток (по одному только Сальскому району абортировало свыше 900 маток, Константиновскому — 191) обуславливают крайне низкий процент получения молодняка и в текущем году.
Наряду с резким сокращением конского поголовья отмечается широкое распространение инфекционных заболеваний, главным образом, сапа. Так, в 1932 г. по краю выявлено 23 тыс. 429 маллеинщиков или 3,7 % наличного поголовья. В 1933 г. выявлено 19 тыс. 850 маллеинщиков или 4,5 % наличного поголовья. Обращает на себя внимание значительный падеж маллеинщиков: в 1932 г. имелось 69 тыс. 800 маллеинщиков, из них за год пало 65,3 %; в 1933 г. из оставшихся в живых 33 тыс. 400 голов убыло за год 24 тыс. 360 или 73 %. За 1933 г. вновь выявлено 19 тыс. 860 маллеинщиков. Кроме того, за 1932 и 1933 гг. по неполным данным убито 16 тыс. 761 сапная лошадь.
Из оставшихся в колхозном секторе на март 1934 г. 237 тыс. 269 рабочих лошадей 18 тыс. 680 голов или 8 % к работе непригодны. За последние две декады февраля количество непригодных к работе лошадей увеличилось на 1 тыс. 505 голов. Особенно значительное увеличение количества неработоспособных лошадей отмечается в Шахтинском, Сальском, Мечетинском, Новочеркасском, Азовском, Кущевском, Анапском и Армавирском районах. Кроме того, из общего числа 237 тыс. 269 рабочих лошадей 20 тыс. находятся в пунктах концентрации маллеинщиков.
Такое состояние тягловой силы обусловлено в основном следующими причинами:
форсированная переброска сем[енной] ссуды и горючего, что при отсутствии концентратов, плохих дорогах, чрезмерной эксплуатации приводят к массовому выбытию тягла из строя;
плохой уход — отсутствие по многим колхозам конюшен, необеспеченность значительной части конского поголовья утепленными помещениями, скученность, несвоевременное кормление;
массовое распространение по значительному числу районов чесотки, борьба с которой почти не ведется вследствие преступного вредительского отношения ветперсонала и правлений колхозов к этому вопросу, а также недостатка необходимых медикаментов;
к.-р. вредительская деятельность со стороны кулацких элементов, организующих вредительский уход и умышленно уничтожающих конское поголовье.
Следует отметить явно неблагополучное положение в большинстве районов края с кормами. Особо сильно ощущается недостаток концентрированных кормов. На период весеннего сева по краю необходимо забронировать 445 тыс. 480 ц зернофуража, а забронировано только 45 % потребного количества. Грубых кормов имеется 80 % потребного количества. В ряде колхозов выделенные для весеннего сева фуражные фонды (концентраты и сено) разбазариваются, расхищаются и от плохого хранения портятся.
Обращает на себя внимание значительный рост хищений грубых и особенно концентрированных кормов как со стороны единоличников, расхищающих сено, находящееся в степи, так и конюхов (Морозовский, Кропоткинский, Майкопский районы Адыгеи).
Анализ вскрытых и ликвидированных за последнее время к.-р. образований показывает значительный рост активности к.-р. вредительских и враждебных элементов в направлении уничтожения и вывода из строя конского поголовья.
Большинство ликвидированных в январе-феврале с.г. к.-р. внутриколхозных группировок (саботажнические, хищнические, вредительские, повстанческие) в той или иной степени в своей практической деятельности занимались выведением из строя живого тягла.
Слабое руководство со стороны краевых центров, преступно-халатное отношение ряда низовых организаций к сохранению и воспроизводству конского поголовья используются к.-р. враждебными элементами в своей вредительской деятельности.
Заслуживают внимания факты, когда ветеринарный зоотехнический персонал, а также руководители колхозов, КТФ, играют руководящую роль в ликвидированных к.-р. образованиях. Активность классового врага направлено в основном:
на вредительство в области ветеринарии. Деятельность вскрытой в системе райзу и бывшего Крайколхозсоюза к.-р. вредительской группы ветеринарных врачей и вскрытых в ряде районов края к.-р. групп ветра- ботников шла в основном по пути:
а) умышленного распространения сапа и др[угих] инфекционных заболеваний путем сознательного неотделения больных лошадей от здоровых;
б) вредительского дислоцирования организуемых пунктов концентрации маллеинщиков, способствующего распространению сапа;
в) заражение сапом КТФ и конеколхозов, имеющих оборонное значение;
г) вредительского проведения маллеинизации путем несоблюдения элементарных правил инструкции по маллеинизации; несвоевременного выделения обнаруженных маллеинщиков;
д) умышленного создания таких условий содержания маллеинщиков, которые приводят к массовому истощению и падежу лошадей;
е) консервирование медикаментов, вредительского изготовления лекарств, от употребления которых состояние скота ухудшалось.
Вредительство в области коневоспроизводства. Конетоварные фермы в целом ряде районов организованы вредительски — в местах, непосредственно соприкасающихся с пунктами концентрации маллеинщиков, комплектование КТФ, прошло в основном за счет простых рабочих маток вместо лошадей верхового типа. Намеченные непосредственно межрайонной конторой с последующей санкцией Крайконупра зав. КТФ в большинстве оказались кулаками, бывшими активными белогвардейцами, подобравшими при попустительстве правлений'колхозов «соответствующий» штат обслуживающего и ветеринарного персонала, и развернувшими активную вредительскую работу.
Практическая к.-р. деятельность на этом участке проходила в следующих формах:
а) вредительского ухода, содержания и кормления недоброкачественными кормами маточного состава, использования их на тяжелых, изнуряющих работах, что вызывает понижение племенных качеств и прямую гибель маток;
б) вредительского содержания племенного молодняка путем преждевременного отнятия сосунов от маток, помещения жеребят в тесных конюшнях-клетках, неотделения жеребят из общих тесных конюшен;
в) вредительского проведения случной кампании; сейчас же после случки племенные матки используются на тяжелых работах, умышленного оставления маток непокрытыми и вредительского проведения искусственного оплодотворения;
г) умышленного вызова абортирования путем использования маток на тяжелых работах, избиения их;
д) распространения инфекционных заболеваний путем пуска в случку больных маток и производителей;
е) сознательного непринятия мер в отношении виновных в падеже и ухудшении состояния племенного поголовья;
ж) умышленного оставления КТФ и конеколхозов без корма путем непринятия мер своевременному обеспечению сеном, вредительского складирования его, организацией хищения кормов.
з) Вредительский уход и содержание конского поголовья путем:
а) умышленного оставления лошадей без корма и водопоя, надевания на ночь лошадям намордников с тем, чтобы последние не могли брать корм, порчи кормов (смешивание их с навозом) и кормления ими лошадей, умышленного кормления недоброкачественным кормом при наличии большого количества хороших кормов;
б) сознательного невыделения на отдых истощенных и больных лошадей, использования их на наиболее тяжелых работах;
в) умышленного содержания лошадей в тесноте, скученности, в неутепленных помещениях, устройстве сквозняков.
Ниже приводятся наиболее характерные к.-р. группировки, ставившие непосредственной задачей уничтожение и срыв подготовки к весеннему севу рабочего скота. Следствием по ликвидированной в системе крайзу к.-р. группы устанавливается, что руководителями группы являлись ветврачи Модератов, Крапивнер, Забродский и др. К.-р. вредительская деятельность этой группировки шла по следующему пути: заведомо неправильно насаждались пункты концентрации маллеинщиков (ПКМ). ПКМ были намерено организованы в Зимовниковском, Сальском, Ремонтнинском и Пролетарском районах, являющихся основной базой формирования кон[ского] состава военведа.
В ряде районов ПКМ были организованы вблизи трактовых дорог, в центре станиц, вследствие чего они являлись рассадником сапа. «Источником распространения эпизоотии сапа по Кущевскому району явился вредительски организованный в 1931 г. ПКМ в стц. Кисляковской, организация ПКМ в стц. Кисляковской являлась вредительской потому, что станица ни в коей мере не отвечала требованиям, предъявляемым к населенным пунктам для организации в них ПКМ. ПКМ в стц. Кисляковской являлся источником распространения сапа по всему району» (из показаний обвиняемого Боввы).
Лошади с явными признаками сапа или подозрительные на сап своевременно не изолировались и не уничтожались. «Явно сапные лошади оставались вне изоляции и не расстреливались по несколько дней, а маллеиновые оставались неизолированными по несколько месяцев. Это способствовало распространению сапа. На этой почве в Староминском районе заразился и умер один человек, и только после этого были расстреляны лошади. Маллеиновые лошади не ограничивались в передвижениях по району и посылались даже в другие районы, являясь рассадником сапа» (из показаний обвиняемого Федорова). ПКМ хозяйственно не укреплялись и не обеспечивались ветперсоналом, что превращало их лишь в очаги по распространению сапа и повышало падеж конского поголовья.
Шкуринская вредительская ячейка, руководимая ветврачом Рубежанским, в целях искусственного распространения сапа намеренно устраивала в помещениях ПКМ конюшни колхозов, куда без предварительной дезинфекции помещалось здоровое поголовье.
«В результате того, что конюшня третьей бригады колхоза "Красный партизан" была организована в помещениях бывшей ПКМ, все лошади заболели сапом и в свою очередь распространили сап по всему колхозу, в настоящее время третья бригада не имеет ни одной лошади, т.к. весь конской состав бригады погиб от сапа» (из показаний обвиняемого Боввы). Участники Шкуринской вредительской ячейки намеренно скрывали от райорганизаций рост сапных заболеваний в районе, способствуя тем самым его распространению.
Планы ветмероприятий по краю составлялись заведомо нереальные, что влекло недовыполнение и срыв ветобработки конского поголовья, а также способствовало распространению эпизоотических заболеваний. В течение 1933 г. маллеин по краю распределялся неправильно, путем засылки его в районы, менее пораженные сапом, с одновременным игнорированием районов, которые необходимо было удовлетворить маллеином в первую очередь.
В результате вредительской деятельности членов группировки в данное время весь край поражен сапом. Виновные арестованы.
На конеферме колхоза им. 1-й конной армии Каменского района вскрыта к.-р. группа в 7 человек. Все в прошлом активные белогвардейцы. Руководителем группы являлся зав. конефермой Криворогое, бывший белогвардеец. Ухудшение конского племенного поголовья достигалось следующими путями:
преждевременным отнятием сосунов рождения 1933 г. от маток в количестве 77 шт., в результате чего все племенные сосуны истощались и падали;
неправильным оборудованием клеток для молодняка, в клетку размером 4 кв. м ставилось 3^4 жеребенка;
заготовлением недоброкачественного сена.
В колхозе «Койне-Бег» Ейского района вскрыта к.-р. кулацкая группа, проводившая вредительскую работу на конеферме, под руководством зав. КТФ кулака Шарфа. С целью вызова падежа и абортирования маток члены группировки кормили племенных маток заведомо негодной прелой кукурузой, вследствие чего часть из них заболела.
Вместо приобретения маток верхового типа закупались простые рабочие лошади, причем часть закупленных маток совершенно не годилась для воспроизводства, т.к. была больна.
Аналогичные к.-р. группировки, проводившие вредительскую работу в области коневоспроизводства, вскрыты в колхозах: им. Сталина Константиновского района, «Красная заря» Ново-Покровского района, «Красный боец», «Труд и Советы», им. Калинина М[атвеево]-Курганского района. № 2337/2.
Николаев
Верно:
Маковецкая
Рассылается:
1) Сталину; 2) Кагановичу; 3) Молотову.
Ф. 3. Oп. 1. Д. 64. Л. 385-392. Заверенная копия.