Спецсообщение ПП ОГПУ по АЧК в ОГПУ об активизации церковно-сектантского подполья в связи с засухой. 22 мая 1934 г.
22 мая 1934 г.
Совершенно секретно
Зам. председателя ОГПУ т. Агранову
При этом направляю материал, отмечающий активность церковносектантской контрреволюции в крае в связи с засухой.
ПП ОГПУ по АЧК
Рудь
Попы, сектанты и, особенно т.н. «странники», используя в связи с засухой отрицательные настроения колхозников, разворачивают активную к.-р. деятельность по линии:
1) дезорганизации колхозного производства, подталкивания колхозников к выходу из колхозов, уходу на заработки, отказу от колхозной работы;
2) внедрения упаднических, панических настроений путем широкой провокации о гибели всех посевов, предстоящем голоде и т.д.;
3) широкой агитации за необходимость организации массовых молебнов, шествий, открытия церквей, усиления молений и покаяний: «Засуха — наказание Божье за грехи», «Если будем молиться и откроем бездействующие церкви — будет дождь».
Конкретно деятельность к.-р. церковно-сектантского актива направляется:
Молебны и крестные ходы
В г. Ростове попы Домнич и Лазарев 5 мая 1934 г. (под выходной день) вывесили объявление к верующим о совершении общего молебна о «ниспослании дождя» (совершение молебна предотвращено).
В стц. Старо-Минской поп Биткин совершает молебны о дожде, причем по его поручению дьякон Минашин, бывший торговец, обходя дома колхозников, собирал деньги, агитируя: «Будет голод, все пойдет к гибели, пока не поздно продавайте одежду и вещи, запасайтесь хлебом, покупайте, где можно. Прогневали своими колхозами Господа Бога, он и не дает нам дождя, и вот будет голод и мор на земле. Пока не поздно, молитесь Богу». В г. Краснодаре, в течение 6 дней во всех церквах совершались молебны о дожде, привлекшие большое количество верующих.
В Матвеево-Курганском районе по Больше-Кирсановскому, Матвеево-Курганскому, Анастасьевскому и Латоновскому сельсоветам попы, используя засушливую погоду, активно втягивают колхозников в церковь. За последнее время отмечается большой приток молящихся не только стариков, но и молодежи. Там же клубы не работают, газеты не читаются, красный уголок никто не посещает. В первых двух сельсоветах группа женщин просила попа выйти в поле и отслужить молебен. «А то придется в этом году голодать», — заявили они.
В Александровском с/с дьякон Серебец и церковный староста Вахтин, бывший кулак, проводят к.-р. агитацию среди колхозников, разъясняя Библию в таком направлении: «Колхозы — это банда, грабят людей, и нет ничего ни у нас, ни у них. 1934 г. будет последний, так сказано в писании, и кто переживет этот год, тот будет хорошо жить. Дождя нет, и не будет, там, в писании, сказано: "Наказую, чтобы познали стопы свои"».
Появление «странников»
Фиксируется значительное движение по краю бродячих монахов и монашек под видом «божьих странников», «пророчиц», активно проводящих к.-р. агитацию среди населения, усиливая элементы разложения среди колхозников.
В г. Ростове задержана на базаре Тыкич Евдокия, бывшая кулачка, брат которой расстрелян за к.-р. деятельность, выдававшая себя за «пророчицу» и «посланницу Бога». Последняя, проводя среди населения, приезжих колхозников, активную к.-р. агитацию, говорила: «Советская власть дана людям в наказание за грехи, настанет время голода, болезни. Засуха дана в наказание людям на гибель» (ведется следствие).
В стц. Советская Армавирского района единоличница Роденко, монашествующая, без определенных занятий и местожительства, агитируя среди колхозников, распространяет следующие слухи: «У меня сегодня ночевал святой старец, всю ночь молился Богу, в полночь вывел меня на улицу и показал над церковью стоящие на небеси три креста, пояснив, что эти кресты означают: крест первый — войну и кровь, второй — засуху, третий — голод и смерть. Бог от православных требует выкинуть из церкви хлеб и просить у Бога прошения и молебствия».
В Ейском районе в с. Шабельском появился бродячий «странник», предсказывающий: «Дождя не будет два месяца, после чего настанут морозы, опять настанет прошлый год, не будет дождя, все погибнет, придется умирать».
Чудеса
Реакционные церковники в целях усиления своего к.-р. влияния на массы инсценируют разного рода «чудеса» в виде появления «Божьей Матери» и «святых старцев», исцеляющих от болезней и т.д. По Тимашевской МТС зафиксирован случай появления «Божьей Матери», где активные церковники и монашествующие в лице монашки Дегтяренко Евдокии, проживающей на территории колхоза, Панченко Семена — колхозника, судившегося за воровство колхозного хлеба, Чернявского Тихона — колхозника, вдохновляемого местным попом, распространили среди колхозников названной МТС слухи, сводившиеся к следующему: «В закрытой церкви появилась плачущая "Богородица", гонявшаяся за секретарем партгруппы Галич».
Колхозник Панченко Семен в разговоре с колхозниками заявил: «Вот наделали делов, закрыли церковь, Матерь Божия прогневалась и плачет, и нет дождя. За это теперь будет страдать весь народ». Монашка Дегтяренко, устраивая тайные собрания колхозников, преимущественно женщин, читая им библию, разъясняет: «Дождя не будет потому, что закрывают церкви. Матерь Божья плачет и требует открытия церкви». В Фомино-Свечниковскую МТС монашествующими 10 мая 1934 г. был привезен «болящий старец», выдающий себя за «святого», привлекший большое число женщин-колхозниц, среди которых вел агитацию: «В этом году будет сильная засуха, урожая не будет. Надо молиться Богу».
Распространение к.-р. воззваний
Кулацко-белогвардейский элемент, блокируясь с церковно-сектантской контрреволюцией, использует засуху в к.-р. повстанческих целях, распространяя к.-р. воззвания с призывом к открытой борьбе с советской властью.
Возле с. Тенгинке Туапсинского района было расклеено до 30 прокламаций, написанных от руки, следующего содержания: «Дорогие братья, раскайтесь и покайтесь перед своим потерпевшим Богом, и вы найдете его, и просите его о своих заблуждениях и грехах, он вам будет все прощать».
«Разберитесь, дураки, в своей жизни и работе, разберитесь со всеми словами Интернационала, чему его слова говорили, и на что его присяга, и почему он, в целом, забрехался».
«Граждане! 6 мая прислушивайтесь, будет петь человек утреннего времени, и после услышите плач и рыдания».
Установлено, что прокламации изготовлены и распространены Чернобабом Андреем, сыном расстрелянного кулака, осужденным на 10 лет и бежавшим с места высылки. Чернобаб Андрей с 1933 г. проживал на нелегальном положении. Он же и инсценировал пение и плач. Принятыми мерами Чернобаб изъят в горах, где обнаружено было его убежище и в последнем огнестрельное оружие, боеприпасы и продовольствие на 2-3 месяца (ведется следствие).
Агитация и пропаганда идей фашизма
Наличие в связи с засухой крайне напряженной обстановки в крае церковники и сектанты используют в направлении усиления к.-р. накала, высказывая чаяния и надежды на скорое падение советской власти, делая ставку на фашизм. В городах Ростове, Таганроге, Шахтах, Сулине,
Батайске, а также на рудниках Несветаевском и Власовском сектантами-евангелистами среди рабочих широко распространяется фашистская литература, в частности, книга под названием «Это ожидает вас», изданная в Польше и полученная нелегальным путем в СССР: «Большевизм — это суд над Россией». «Чудное будущее государства, о котором мечтают социалисты, наступит не раньше тысячелетнего царства мира», «Мощь Муссолини и фашизма: он имеет собственное, хорошо вооруженное и организованное войско. Он пользуется симпатией и одобрением национальных борющихся сил на суше и море». «Дело Муссолини доказывает необыкновенную силу воли и великую смелость». «Дух фашизма перейдет из Италии на всю остальную Европу, включая и Германию».
В Вешенском районе Северной обл. монашествующие, распространяя среди колхозников провокационные слухи, говорят: «Советская власть на исходе, она с построением социализма провалилась, все уничтожилось, народ сколотили в колхозы, из которых нет толку. Дело идет к гибели. В настоящем году должно что-то быть» (разговоры попа Демчук).
«В Библии сказано, что мы под властью Антихриста будем жить только до 1934 г., в котором должна быть перемена, — советская власть погибнет, а [с нею] и колхозы. Россия опять станет православной, и мы будем снова жить, как в старые времена» (агитация монашки Грошевой Гедеоны).
В стц. Ново-Минской Староминского района кулачка, лишенка, жена бывшего белого полковника Галушко Мария, активная церковница, высказывается: «Все будет до поры до времени, некоторые державы готовятся к войне, может быть, война уже и идет, но мы не знаем, нам не говорят, и не будут говорить до последнего конца, они знают, что как сказать. Так тут и бабы встанут с рогачами, дабы избавиться от этого ига».
В стц. Старо-Минской того же района поп Биткин пришедшему к нему активисту Карлашу по взысканию обязательных госплатежей в присутствии единоличника Каноненко вызывающе заявил: «Ты все дерешь людей, и когда ты все это прекратишь, ведь у людей и так уже духу нет», — и в это время сорвал фуражку с Карлаша, говоря: «Ну как жалко тебе своей фуражки, так вот и людям жалко своего. Ну ладно, вы сегодня дерете нашего брата, а вот дойдет время — мы вашего брата будем драть не так, а лучше».
Он же, Биткин, проводя беседу в группе единоличников у себя на квартире, говорил: «Ну, скажите, в какой стране самое наилучшее управление народом?» На что один из присутствующих ответил: «Конечно, в Германии». Биткин, удовлетворенный ответом, сказал: «Ага, вот видите». Обращаясь к компании: «Это я понимаю».
В стц. Советской Армавирского района монашествующая Роденко высказывается среди колхозников следующим образом: «Колхоз — гнездо дьявола, который отживает последние дни. Колхоз будет сожжен огнем, пришедшим с востока "посланником святого Гавриила"».
Поп Болыне-Крепинского с/с Матвеево-Курганского района Гусенев в разговоре с колхозниками заявляет: «Дела будут плохи, если ничто не переменится, но и так не может остаться, хотя коммунисты и сдают мирным путем, но этим все равно не кончится. Они говорят одно, а делают другое. Повторяют слова: "Своей земли не отдадим", а КВЖД и Сибирь без всяких отдали. Камчатку и половину Урала уже отрезали японцы, сейчас туда подтягивают войска — будет война».
В стц. Подгорной Цимлянского района игумен Воронин Нифонт, окончивший Духовную академию по специальной дисциплине «буддоламизм», проводит усиленную работу среди верующего казачества по переходу из православия в буддизм.
Установлено, что Воронин широко практикует нелегальные, т.н. «беседы с верующими», устраиваемые по хатам, на которых им, помимо популяризации идей буддизма, проводится активная противоколхозная агитация: «Обыкновенно выбирали мы какой-либо дом, хозяевам заранее об этом заявляли, верующие между собой собирали хлеб и другие продукты, в доме варили борщ; собравшись, служили молебен. Я обыкновенно читал им акафист, а потом какое-нибудь житие святого, потом обедали, за обедом пели божественные песнопения, а также вели разговоры, как облегчить трудности жизни, обсуждали часто колхозный вопрос. Я смотрю на колхозное строительство как на утопию, которая никогда не даст положительных результатов».
В результате наблюдается систематический невыход колхозников на работу от 200 до 300 человек, которые прячутся по сараям и погребам.
В целях пресечения к.-р. деятельности церковников и сектантов, нами проведены следующие конкретные мероприятия:
1. В течение апреля и первой половины мая ликвидированы по краю агентурные разработки на 6 к.-р. сектантско-церковных групп, активно проводивших к.-р. работу в колхозах с общим количеством участников до 100 человек, из коих изъято организаторов и актива — 78 человек.
2. Через авторитетную церковно-сектантскую агентуру пресекаем совершение каких бы то ни было «молебнов» и «крестных ходов», в связи с засухой.
3. Наиболее типичные следственные дела при соответствующей подготовке рассматриваются показательным процессом на местах.
Начальник СПО ПП ОГПУ по АЧК
Жупахин
Начальник 3-го отделения СПО ОГПУ
Парфимович
Ф. 3. On. 1. Д. 431. Л. 10-17. Подлинник.