Спецзаписка ПП ОГПУ по НПО по ликвидированной к.-р. церковной организации «Сестричество преподобного Серафима Саровского» на территории Ковровского района. 7 декабря 1933 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1933.12.07
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. On. 11. Д. 793. Л. 1-3. Копия

7 декабря 1933 г.
№ 9322
Совершенно секретно

Москва
Зам. председателя ОГПУ т. Ягоде

В ноябре 1933 г. СПО ПП ОГПУ по ИПО оперативно ликвидирована существовавшая на территории Ковровского района к.-р. организация «Сестричество преподобного Серафима Саровского».

Арестован и привлечен к ответственности — 51 человек, из них: бывших монахов — 4; монашек — 39; попов — 6; торговцев — 2.

При обыске обнаружено:

1)  две тайные церкви с необходимой для служения церковной утварью;
2)  церковно-монархическая литература;
3) конспекты и тезисы — лекции для проповеди к.-р. содержания и ряд других характерных документов.

История возникновения организации

Начало возникновения к.-р. организации относится к 1930 г. Последняя представляла собою нелегальное объединение сторонников «Истинно-православной церкви» реакционного черного духовенства и монашества. Организаторами и руководителями «СПСС» являлись:

1)   Серафим Никонорович Якубович — иеромонах-благовестник, бывший личный секретарь Сергия, митрополита Горьковского. В 1916 г. окончил Петроградскую духовную академию. В 1920 г. скрылся от репрессии за произнесенные в церквях к.-р. проповеди. Проживал нелегально в течение 13 лет вплоть до дня ареста.

2)   Олимпиада Бурова — игуменья существовавшего при организации монастыря. В игуменьи посвящена после принятия ею тайного пострига.

3)   Исаакий Новиков — иеромонах Саровской пустыни. Среди населения пользовался широкой популярностью как чтимый и праведный старец.

Организация объединяла 14 к.-р. ячеек, преимущественно из старого и тайного монашества, поселившихся на территории Ковровского района.

Политическая платформа организации

Проводившаяся в жизнь политическая платформа, выработанная идеологом к.-р. организации академиком-иеромонахом Серафимом, строилась на основной идее объединения реакционного черного духовенства и к.-р. элемента города и деревни, ущемленного в результате Октябрьской революции, для активной борьбы с советским строем, который рассматривался как «Временное торжество социального рая на земле», за капиталистическую реставрацию.

Практическая к.-р. деятельность организации

Имея широко развернутую сеть к.-р. ячеек, «СПСС» на основе утверждения о несовместимости коммунизма и религии как взаимно исключающих друг друга идеологий, широко развернуло свою к.-р. деятельность, направленную на срыв колхозного строительства и других проводимых хозяйственных политкампаний. Распространяло к.-р. слухи о скором падении советской власти и пришествии Антихриста. Формулируя линию организации в борьбе с советской властью, идеолог «СПСС» академик Якубович показал: «Вся предшествовавшая борьба с большевизмом еще больше закрепила мои убеждения противопоставить идеям марксизма активную популяризацию религии, используя для этого церковные трибуны. Лучшим оружием для борьбы с этой властью я избрал проповедничество. Находясь в подполье, я подготовил 51 разработанный конспект — к.-р. лекции. Характерные из них:

1.  "Подделка истины — социализм", где я указывал, что социализм — это кровожадная попытка перестроить мир на идеях коммунизма и перевести народ в состояние хаоса, нищеты, скотского разврата и всеобщего рабства.

2.  "Антихрист и кончина мира", в которой период управления страной большевиками трактую как репетицию или прообраз времени пришествия Антихриста.

3. "Светочи мира", в которой я описал виды гонений и издевательств над христианами первых веков христианской веры с последующим сравнением издевательств, мучений и гонений на духовенство и православную церковь в условиях диктатуры власти сатанинской».

Вербовка в организацию

«СПСС» занималась широкой вербовкой в организацию работниц и крестьянок, ставя перед ними условия:

а)   бросить производство;
б)   оставлять хозяйства;
в)   выходить из колхозов и
г)    уйти от мира.

Помощь к.-р. ссылке

Организация оказывала материальную помощь к.-р. ссылке и приют возвращающимся, считая их мучениками «за веру Христа при диктатуре сатанинской власти». В результате к.-р. деятельности большинство селений, охваченных организацией, не коллективизировано, хозяйственные политкампании систематически срывались. По делу получены признания от 28 обвиняемых, из них 16 обвиняемых дали развернутые показания о к.-р. деятельности организации.

Следствие продолжаем, ставя задачей:

1)    установление иногородних связей
2)    конкретизацию деятельности «сестричества»
3)    детализацию форм и методов к.-р. деятельности.

ПП ОГПУ по НПО Домбровский

Ф. 2. On. 11. Д. 793. Л. 1-3. Копия.