Докладная записка ОГПУ о положении в нефтяной промышленности. 15 мая 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.05.15
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Оп. 11. Д. 1365. Л. 37-45. Заверенная копия

15 мая 1933 г.
№ 50279
Совершенно секретно

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Сталину

В результате агентурной разработки ОГПУ вскрыта и ликвидируется к.-р. вредительская диверсионная и шпионская организация в нефтяной промышленности, действовавшая по заданиям Детердинга. На 7 мая 1933 г. ОГПУ арестовано в Москве, Баку, Грозном, Ив[аново]-Вознесенске, Самаре 273 работника нефтяной промышленности и системы Нефтеторга, из них 30 инженеров, других специалистов — 26, мастеров и рабочих из быв[ших] кулаков и белогвардейского элемента — 217.

По своему социальному составу члены к.-р. организации принадлежат к бывшим участникам акционерных обществ, крупным старослужащим довоенных нефтяных фирм — быв[ших] Нобеля и проч[их], быв[шим] меньшевикам, офицерам царской и белой армий, активным участникам Гражданской войны на стороне белых, а также кулакам.

К.-р. организация имела широкую «низовку», состоявшую из кулацких и белогвардейских элементов, проникших на промыслы в качестве мастеров и рабочих и непосредственно выполнявших диверсионные акты под руководством инженеров-членов к.-р. организации. Это обстоятельство резко отличает вскрытую к.-р. организацию от ликвидированной в 1930 г., осуществлявшей вредительство, главным образом, в планирующих организациях.

Согласно показаниям руководителей организации Сорокера и Неймана (арестованы), а также и других членов к.-р. организации, от Детердинга были получены прямые указания сосредоточить вредительскую и диверсионную работу непосредственно на производстве для срыва нефтедобычи (см. приложение № 1).

Умышленная порча скважин

Документально установлено, что в течение 1932 г. — периода развернутой работы к.-р. организации в Грознефти и Азнефти — имеет место резкий рост аварий буровых. Так, например, за 1932 г. по Грознефти имело место свыше 670 аварий, которые привели к резкому сокращению и до того незначительных темпов буровых работ: больше 70 % всех глубоких скважин в Грознефти находятся в состоянии аварий или вовсе ликвидированы (см. приложение № 2). По Азнефти в 1932 г. должны были быть сданы в эксплуатацию 118 скважин, фактически было закончено только 67 скважин.

Вредители, зная о том, что бурение на глубоко залегающие пласты впервые осваиваются в нефтяной промышленности Союза, приняли все зависящие меры к тому, чтобы имеющиеся трудности освоения всячески углубить и сорвать работы. Показаниями руководителей к.-р. организации Неймана и Сорокера, членов организации Пелевина, Процикова (арестованы) и ряда других установлено, что по заданиям Неймана и Сорокера диверсионные группы из мастеров и рабочих, быв. кулаков в крупных масштабах проводили аварии на буровых путем умышленного урона в скважины разных металлических предметов, что приводило к остановке работ по бурению, необходимости «улавливания» на большой глубине брошенного инструмента в скважины, а иногда и полной ликвидации скважины (см. приложение № 1, 2).

ПП ОГПУ по СКК и ПП ОГПУ Закавказья ликвидировано 6 диверсионных групп в Грозном и Баку, действовавших под непосредственным руководством в Грозном члена грозненской к.-р. организации главного инженера Брудницкого и инж[енера] Гейншторна, в Баку — инж[енера] Азнефти Арутюнянца и инж[енера] Вагенгейма.

Начатым следствием установлена широкая диверсионная деятельность «низовки», приведшая к весьма тяжелым последствиям для работы Грознефти.

Эта порча скважин и вывод из строя особенно широкие размеры приняли в глубоком бурении. Так, установлено, что член к.-р. диверсионной организации буровой мастер Курении по прямому заданию вредителя — ст. инж[енера] по рационализации бурения Азнефти Вагенгейма, произвел в течение двух месяцев 1932 г. 10 диверсионных актов в Ленинском районе бурения № 245, в результате чего скважины не были введены в эксплуатацию.

Члены диверсионной группы — буровой мастер Якутович и его помощник Мельник, по заданию Вагенгейма в ряде скважин глубокого бурения района им. Орджоникидзе за 1932 г. осуществили 12 диверсионных актов, в результате чего из 16 скважин, начатых бурением до 1932 г., закончена бурением до проектной глубины лишь одна.

Члены к.-р. организации мастера Ткаченко и Андреев по заданию вредителя инженера Дашевского совершили диверсионный акт в глубокой скважине № 12 (Грозненский район), бурившейся в течение нескольких лет, в результате чего скважина вышла из строя.

Член к.-р. организации ключник Хубецов в начале 1932 г. по заданию инженера Гандера в скважине № 2 Харабижи участка Малгобек на глубине 1521 м оставил инструмент, в результате чего работа на скважине до сих пор приостановлена из-за продолжающейся ловли инструмента.

Следствием установлено большое количество актов прямой порчи скважин со стороны диверсионных групп. Помимо прямого физического уничтожения буровых скважин организация проводила к.-р. вредительскую работу на промыслах в виде выработки заведомо неправильных конструкций скважин, которые не доходили до проектной мощности и зарывались в породы (см. приложение № 1). Снабжали буровые заведомо плохим глинистым раствором, что приводило к «захвату» инструмента, поломке труб и авариям. Срывали правильную и точную маркировку бурильных труб разных заводов и разных сроков поставки в работе, в результате чего трубы на складах смешивались и в работе часто ломались при проходке в скважине (см. приложение № 1).

Вредительская работа в области качества керосина

Вредительская работа к.-р. организации в области ухудшения качества нефтепродуктов, прежде всего, керосина, шедшего для нужд тракторного хозяйства, преследовала непосредственную цель срыва весенней посевной кампании 1933 г. путем массового вывода из строя тракторов и дезорганизацию автотранспорта страны.

Вредительство в этой области выразилось в том, что члены организации под флагом необходимости увеличения керосиновых ресурсов страны в 1933 г. провели выработку в Грозном ухудшенного по своим качествам т.н. «осветительного» (точка выкипания 340°С) керосина, который при питании тракторов приводит к усиленным образованиям нагара внутри мотора, порче двигателя и вывода их из строя (см. приложение № 1,2). По данным Нефтеторга, всего было выпущено свыше 110 тыс. т осветительного керосина, направленного для снабжения тракторов на Северный Кавказ (почти полностью), частично Урал, Сибирь и др[угие] районы (см. приложение № 2).

Показаниями членов к.-р. организации Неймана, Мурзанова, Бондаревского (арестованы) и др[угих] устанавливается, что члены к.-р. организации, работавшие в системе Нефтеторга, Мурзанов, Гурвич, Пиотровский, Тверский (все арестованы), умышленно направляли в указанные районы осветительный керосин для снабжения тракторного хозяйства (см. приложение № 1). При отгрузке керосина в документах не указывалось наименование осветительного керосина, вследствие чего потребители — МТС и совхозы — принимали его как полноценное тракторное топливо (см. приложение № 1).

Вредители из Нефтеторга без особых затруднений осуществляли свою вредительскую работу, ввиду того, что коммунисты — руководители Нефтеторга, были оторваны от оперативной деятельности Нефтеторга, что подтверждается показаниями зам. начальника Управления т. Сироты, т. Сирота указывает, что он в течение двух месяцев — января и февраля 1933 г. — не знал о том, что Грознефть сдает Нефтеторгу керосин ухудшенного качества — осветительный, с концом кипения 340°С, и поэтому санкционировал его распределение для тракторного парка (см. приложение № 1).

Вредительство по бакинскому керосину

В навигацию 1932 г. членами организации Неманом и Куприяновым было проведено через Нефтесектор распоряжение Нефтеторгу принять от Азнефти т.н. «керосиновый дистиллят», представляющий из себя полуфабрикат керосина, в значительной своей части вовсе непригодный в чистом виде для тракторов благодаря высокой кислотности. Дистиллят был завезен на волжские базы (Сталинград, Саратов, Самара и др.) и в 1933 г. членом организации Гурвичем был направлен в Сибирь для весенней посевной кампании (снабжение тракторов).

Члены организации Гурвич и Вышетравский умышленно не провели официальных испытаний качества дистиллята и пригодности его для тракторов, не организовали его смешения для исправления качества (см. приложение № 2).

Применение дистиллята с повышенной кислотностью в тракторах ведет к разъеданию металлических частей мотора и его порче, выходу из строя и поэтому еще более опасно, чем использование грозненского осветительного керосина (см. приложение № 2). Нейман показывает, что вредительский акт с бакинским дистиллятом был осуществлен в результате специальной договоренности, существовавшей между Неманом, Куприяновым, Тверским, Гурвичем, Вышетравским и другими членами к.-р. организации, работавшими в Азнефти (см. приложение № 1).

Вредительство в области производства автолов

Вредительство в этой области выразилось в выпуске неочищенных автолов. В целях ухудшения качества этих автолов члены организации осуществляли смешивание цилиндровых дистиллятов с неочищенными и невыщелоченными дистиллятами машинного масла. Это приводило к тому, что в автолах повышалась кислотность и содержание смол, что делало их непригодными для тракторов. Такие автолы членами к.-р. организации Союзнефтеторгу направлялись тракторопользователям. Применение в тракторах автолов с повышенной кислотностью и содержанием смол приводило к быстрому нагарообразованию в моторах, разъеданию частей и вело к быстрому износу и выводу их из строя.

Руководитель к.-р. организации Нейман показывает, что выпуск заведомо недоброкачественных автолов облегчался тем, что тракторопользователи не имели приспособления для проверки качества и только в процессе работы устанавливали их непригодность (см. приложение № 1).

Вредительство в стандартах на нефтепродукты

Члены к.-р. организации провели такие стандарты на качество моторного топлива, бензина, при которых нефтепродукты, даже формально отвечающие стандарту, по существу не пригодны. Так, например, в стандарте на моторное топливо нет определения необходимого содержания кокса, что позволяло под видом моторного топлива сдавать другие нефтепродукты (см. приложение № 2).

В стандарте на крекинг-бензин конец кипения установлен в 225°С, что ухудшает работу машин и вызывает повышенный расход горючего (см. приложение № 2) и т.д. В действительно даже эти дефектные стандарты не всегда выдерживались (см. приложение № 2). По этим вопросам члены к.-р. организации Нейман, Мурзанов, Куприянов показывают, что проведение вредительских стандартов явилось возможным ввиду того, что руководитель стандартной комиссии Нефтесектора Давыдов состоял членом к.-р. организации (см. приложение № 1). Особо необходимо подчеркнуть, что приведенные вредительские акты по качеству представляют лишь часть всей вредительской работы, осуществленной в этой области.

Вредительство в системе Нефтеторга

Важнейшим участком к.-р. вредительской работы организации являлась система Нефтеторга. Вредительство в системе Нефтеторга осуществлялось ячейкой к.-р. организации в Нефтеторге, возглавлявшейся членом к.-р. организации Гурвичем. К.-р. ячейка имела разветвленную сеть участников в периферийном аппарате Нефтеторга. В настоящее время установлены и ликвидированы к.-р. ячейки в отделениях Нефтеторга в Ярославле, в Иваново-Вознесенске, на Средней Волге и в других районах. Вредительская работа, проводившаяся в системе Нефтеторга, выражалась в заведомо неправильном завозе нефтепродуктов, умышленном ухудшении качества нефтепродуктов путем неудовлетворительного хранения их и т.д.

Время возникновения к.-р. организации

К.-р. вредительская организация в нефтяной промышленности возникла в 1931 г. по директивам агента Детердинга Когана, быв[шего] владельца нефтяной фирмы «Петроль» в Баку, ныне проживающего в Берлине.

Связи с английским посольством

Связь с Коганом была установлена Неманом при посредстве секретаря английского посольства в Москве Болтона, известного ОГПУ как активного работника английской разведки на территории Союза. К.-р. организация имела разветвленную сеть участников во всех важнейших органах нефтяной промышленности и системы распределения: Нефтяном секторе НКТП, Нефтеторге, тресте Нефтезаводы, Азнефти, Грознефти, Майнефти, Эмбанефти, Востокнефти, Нефтеэкспорта и в Научно-исследовательском институте нефтяной промышленности.

Финансирование

К.-р. организация широко финансировалась Детердингом, направлявшим ее руководителям крупные денежные средства для распределения среди участников к.-р. работы. По заданиям Детердинга организация осуществляла в широких размерах экономический, политический и военный шпионаж, имевший своей непосредственной задачей проникнуть в наиболее засекреченные области нефтяной промышленности и снабжения нефтепродуктами армии и флота. Следствие продолжается.

Приложение: упомянутое в тексте*.

Зам. председателя ОГПУ Прокофьев

Начальник ЭКУ ОГПУ Миронов

Ф. 2. Оп. 11. Д. 1365. Л. 37-45. Заверенная копия.

* Приложение в деле отсутствует.