Татьяне Борисовне Стюнкель. Харьков 1/II 31 [г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.02.01
Период: 
1931
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

Харьков 1/II 31 [г.]

Дорогая Танюшка! Сейчас мне подали сразу два письма — от мамы и тебя и оба от 27/1. Это для меня является большим праздником — как самый факт установления наконец с вами связи, так оба письма, как таковые.

Большое спасибо тебе, Танюшка, за твое хорошее и бодрое письмо, оно меня безусловно сильно успокаивает и я чувствую, что ты молодцом себя держишь и понимаешь хорошо всю обстановку. Да, детка, зигзаги революции коварны и никогда не знаешь, куда они тебя могут завернуть.

Тебе, наверное, далеко не безразлично, как я провожу свой день и как он у меня проходит. Сижу в камере, нас в ней двое. Камера чистая, сухая и, когда нет сильных ветров, теплая. За чистотой мы следим сами очень строго, т. к. в условиях, в которых мы находимся, это является главной задачей — нельзя давать себе опускаться. Поэтому мы стараемся еженедельно, как на воле, менять белье, следим за своей постелью и приходим в ужас, когда увидим «кустаря-одиночку» — клопа, показавшегося случайно на белье или на стене.

Стол у нас казенный более чем скромный и без передачи с ним трудновато. Поэтому живем всегда от передачи до передачи и довольно строго распределяем ежедневные порции, чтобы их хватило. Конечно, социализм в камере осуществлен на все 100 % — здесь особая этика всегда надо во всем делиться и этот принцип проводится очень строго.

Встаем в 71/2 час. утра, когда по камерам раздают хлебный паек и чай, разливаемый по чайникам, составляющим инвентарь камеры. Убираем камеру, постель, выметаем сор, стираем белье, выветриваем камеру, открывая форточку, и выносим парашу.

Около 1—11/2 ч. дня раздают обед — всегда русские щи. Ок. 4-5 час. ужин — похлебку из пшена или гречневой крупы, а иногда повторяют те же щи. Ок. 7-8 час. вечера получаем снова чай. Каждый день гуляем по 25 минут. Время проводим в чтении, разговорах и играх. Т. к. домино так и не получили, то «голь на выдумки хитра» сделали недурное домино из хлеба и играем. Читаем, как книги, полученные при передаче, так и получаемые здесь. Но подбор книг, даваемых нам, очень беден по содержанию и просто от изобилия времени.

Твои книги я прочитал. Чапаев производит сейчас довольно примитивное впечатление. Вера Инбер своими рассказами довольно пуста и интересен очень Лоуренс. Прочитал я с большим удовольствием [«]Наталью Тархову[»] Семенова, хотя, должен сказать, что в этом романе масса несуразностей, которые в жизни в наше время просто недопустимы по своей природе (напр. Игорь Габрух в помещении завкома целует ручку при всех у секретаря Тарховой, за которой ухаживает).

В ноябре-декабре я перечитал довольно много новой литературы и среди нее кое-что по марксизму. Но я буду тебе, Танюшка, благодарен, если найдешь сжатое и хорошее изложение по диалект, материализму и перешлешь мне.

Я очень рад, Танюшка, что ты вошла во вкус по химии и, наверное, вспоминаешь наши с тобой разговоры, когда ты выбирала себе факультет. Я хотя и не химик, но чувствую всю ширину этой огромной области знания, которым человечество должно и будет пользоваться в самых широких пределах.

Я рад, что ты бодро смотришь на всю обстановку и верно определила линию своего поведения.

Я думаю, что здравый смысл и нюх тебе подскажут всегда, как надо действовать.

Здесь морозов сильных не было. Наоборот довольно долго была оттепель, которая кончилась сильными метелями и снегопадом. Харьков засыпан снегом. А сейчас погода дивная — ок. 8-10° не больше — солнечно.

Меня сильно пугает, что мама позволила с передачей устраивать пропуски — это я значит попаду на голодный паек. Надеюсь, что этого не будет, хотя сейчас еще передачи сегодняшней нет.

Я вам уже переслал 4 письма, из них 3 открытки, т. к. плохо дело с конвертами. В нашей лавочке до сих пор все нет и нет. Я еще не уверен, пойдет ли из-за «конвертного» кризиса своевременно и это письмо — тогда придется его подо[ждать], а в промежутке получить открытки, которые обойдут весь двор.

Ты в своих письмах подробнее освещай учебу — меня это очень интересует. Что вас отправят на Чернореченский завод — это хорошо. Сейчас это один из интереснейших наших заводов и ты получишь хорошее впечатление от него. Кроме того ты попадешь в хорошую лесистую (сосновую) местность, близко от Нижнего. Увидишь Волгу, Оку — но я вспоминаю, что ты к стыду своему до сих пор не умеешь плавать и поэтому будешь на Волге безпомощна. На Волгу попадешь в самое интересное время — время, когда Нижний особенно красив и хорош при разливе Оки и Волги вместе — незабываемая картина.

Попроси Миву как-нб. вложить письмо с описанием, как идут у него занятия в фабза[в]уче — это меня очень интересует. Вообще не ленитесь писать, знайте, что меня каждое письмо ободряет. Пиши о здоровье мамы, бабушки. Передай привет всем знакомым и твоей бедной Соне.

Маме передай, что общее разрешение на передачу мне книг дают, а домино больше не нужно.

Сейчас пришла передача — но нет конвертов ни у меня, ни у моего товарища и письмо пойти не сможет. Получите, по[-]видимому, раньше еще открытку. Пришлите в заказном письме 5-6 конвертов.

Целую всех крепко.

Ваш Борис и твой папа.

РГАЭ. Ф. 332. Oп. 1. Д. 94. Л. 30-32 об. Рукописный подлинник, автограф Б. Э. Стюнкеля (написано карандашом).