Статья С. Шацкого «Советская культура в опасности». Из «Информационного бюллетеня ВОКС» № 4 за 1930 г. 26 декабря 1930 г.
До 26 декабря 1930 г.
Процесс интервенционистской организации инженеров-вредителей совершенно ясно говорит о том, что буржуазные государства весьма определенно готовились к интервенции, имели хорошо разработанные планы, вошли в соглашение между собою, наметили необходимые для нее силы и средства и даже наиболее удобные сроки. Дело было только за фактическим объявлением войны. Но этот же процесс показал, что война фактически началась уже с 1925 года, что военные действия были открыты не только со стороны внешних границ нашего Союза, но внутри них, и были направлены на самые основные центры нашего руководящего государственного аппарата с одной стороны, и на основные отрасли нашего хозяйства — с другой. Это было больше, чем разведка, <...>: многое, что нужно было знать врагу для построения самых реальных планов нападения — стало известно благодаря тому, что руководители этих передовых отрядов интервенции в то же время принимали участие и в техническом руководстве строительством социалистического хозяйства. Таким образом, в процессе классовой борьбы выработался новый тип военного специалиста — инженера-вредителя.
По единодушным показаниям обвиняемых, в их среде с января 1930 г. начались колебания, сомнения в успехе тех военных операций, которыми они руководили: вредительство вызывавшее многочисленные прорывы на хозяйственном фронте стало испытывать контр-удары со стороны встречного промфинплана, широчайшего движения социалистического соревнования и ударничества, подъема энергии и энтузиазма рабочих и крестьян. Увеличившиеся трудности стали вызывать усиленный приток сил. Это означает, что в планах интервентов имелся весьма существенный недосмотр, обнаружился недоучет сил противника. Капитализм упустил из виду то важное обстоятельство, что социалистическое государство, что социалистическое хозяйство строят действительно широчайшие массы трудящихся — рабочих и крестьян и что с каждым годом в общий поток строителей новых невиданных и неслыханных в истории человечества форм общественной жизни, вливаются все новые и новые энергичные, подготовленные, сознательные и культурные силы. Недаром проблема кадров социалистических строителей поставлена пролетариатом, как гигантски важная проблема. Но капиталистический мир просчитался еще в одном важном деле: он не учел самой глубины массового социалистического строительства в СССР. Ибо рядом с перестройкой нашего хозяйства пролетариатом выдвинута проблема культурной революции. Мы не даром вместе с словом культура употребляем и слово — революция. Это значит, что то культурное наследство, которое мы имеем в нашей стране и та культура, которой обладает капиталистический мир — нас удовлетворить не могут. Эта культура выросла на почве буржуазной, собственнической организации общества, мы ее называем старой культурой, из материала которой мы должны построить новую, отвечающую потребностям широчайших масс, строящих социализм. Поэтому совершенно ясно: чем больше трудящиеся овладевают процессом социалистической реконструкции народного хозяйства, чем глубже идет коренная перестройка социально-экономических отношений, тем ближе мы подходим и к разрешению проблемы перестройки быта, школы, подготовки новых кадров строителей и организации массового социалистического воспитания и перевоспитания. Самое значительное в этом деле — это то, что действительно новые формы во всех областях культурного строительства создаются собственной инициативой и поддерживаются энергией трудящихся, с которыми идет огромное большинство работников науки, техники, искусства.
Рабочие организуют новые учреждения — завод-втуз, где каждый рабочий может <...>, свое производство, не отрываясь от своего станка, получить высшее образование.
Рабочие проводят в жизни политехнизацию школ, общеобразовательных и специальных, т. е. органическую связь школы и производства.
Рабочие образуют специальные бригады для изучения работы органов народного образования и помощи им. Эта мера уже дает интереснейшие результаты и обеспечивает превращение этих учреждений в штабы культурной революции.
Рабочие появляются в наших школах, как преподаватели по своей специальности, образуют на фабриках и заводах группы учеников наших школ, работой которых они руководят.
Таким образом, рабочий класс берет на себя основную работу по проведению политехнизации наших школ всех ступеней.
Гигантское значение имеет в смысле коренного изменения методов преподавания — связь школы с производством. Заключаются, как правило, договоры между школами, с одной стороны, фабриками, заводами, колхозами, совхозами и машинно-тракторными станциями — с другой для установления этой деловой, практической и политической связи. Таким образом, наша молодежь получает широкую возможность воспитываться и подготовляться к участию в социалистическом хозяйстве не в старой словесной школе, а в новой — политехнической.
Нельзя не отметить, что массовое культурное движение захватило и деревню. Величайшие достижения имеются в области ликвидации неграмотности: в 1928-29 г. обучено 8 миллионов неграмотных, и в 1930-31 будет обучено еще 14 миллионов. Введено всеобщее начальное обязательное обучение, которое должно охватить 14 миллионов школьников. В деревне широко развивается дошкольное образование и растет сеть ясель. Такой гигантский размах культурной работы возможен только благодаря участию в ней миллионов строителей социализма в городе и в деревне. Одной из форм этого массового культурного движения являются культпоходы: в культпоходах участвуют соединенные отряды рабочих, просвещенцев, комсомола, проводящие по заранее намеченным заданиям культработу в той или иной области: обследование школ, организация пунктов ликвидации безграмотности, проведение в жизнь политехнизации школы, прикрепление школ к заводам и т. д. Организация колхозных университетов, подготовка новых деревенских кадров, культурная работа, развертывающаяся вокруг машинно-тракторных станций — все это свидетельствует о том, что строительство новой культуры охватило уже не только город, но и деревню. Понятно какое огромное значение имеет эта культурная революция для ускорения темпов социалистического строительства.
Вот беглый очерк работы Советского Союза в одной только области культуры.
Совершенно понятно, почему вся страна, одушевленная гигантской работой нашла в себе достаточно сил, чтобы опрокинуть преступные планы интервентов и вместо понижения темпов строительства, ответить реальным планом выполнения пятилетки в четыре года. Это можно объяснить только изумительным подъемом, воодушевлением, которое испытывают в процессе социалистической стройки десятки миллионов трудящихся. Интервенты пытаются уничтожить нарождающуюся культуру и навязать массам вместо той свободной работы, которую они ведут, тяжелую работу на обогащение капиталистов. Всякий разумный человек в СССР, каждый ребенок в советской школе это понимает. Строители социализма готовы защищать дело, которое является делом не только граждан Советского Союза, но и всех, кому дорого строительство новой жизни и культуры.
С. ШАЦКИЙ.
Информационный бюллетень Объединенного бюро работников науки и искусства, членов секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). М., 1930. № 4. С. 10-12. Датируется по времени выхода из печати вып. 4 бюллетеня (ГА РФ. P-5283. On. 1.Д. 139. Л. 92-93,97).