Телеграмма посла Франции в СССР Ж. Эрбета в МИД Франции о приговоре по «делу “Промпартии”». 8 декабря 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.12.08
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

8 декабря 1930 г.

Входящая телеграмма (копия)
Шифровальный отдел
№716-719

Москва, 8 декабря 1930, 7.10
Получено: 8 декабря 1930, 7.45

Сегодня ночью председатель суда в течение полутора часов зачитывал приговор. Согласно судебному постановлению, пять главных обвиняемых приговорены к смертной казни и трое остальных к десяти годам заключения. Приговор в деталях повторяет выдвинутые против подсудимых обвинения и подчеркивает их вину в подготовке иностранной интервенции против СССР по предложению французских правительственных и военных кругов.

В приговоре не говорится о роли Англии, упоминаемой в обвинительном заключении и во время судебного разбирательства. Имена Пуанкаре и Бриана также опущены.

Тем не менее, в тексте упоминаются имена генерала Жанена и французских офицеров Жуанвиля и Ришара. Кроме того, говорится о «двух агентах французской службы в Москве», обозначаемых буквами К. и Р. (суд заявляет, что сведения об этих агентах полностью подтвердились на заседании при закрытых дверях и будут переданы для информации советскому правительству). Приговор четко излагает следующую позицию: имело место сотрудничество трех групп, а именно «Промпартии» в Москве, русского промышленного и торгового комитета в Париже и французских «кругов». Последние якобы играли руководящую роль в подготовке планов и определении сроков.

Когда завтра будет опубликован текст приговора, я сообщу Вам свои дополнительные наблюдения. Но так как советская пропаганда сразу придаст ему резонанс во всем мире, а советское правительство может предпринять действия, которые потребуют от нас быстрых решений, я позволю себе сейчас же уточнить ситуацию.

Хотя в приговоре не упоминаются имена Пуанкаре и Бриана, чтобы не создавать смехотворное впечатление, в этом тщательно продуманном документе Франция обвиняется в организации вторжения в СССР. Таким образом, приговор не принимает в расчет ни наше категорическое опровержение, ни наши повторные протесты. То, что в нем не упоминается Англия, только ярче подчеркивает его направленность против Франции. Какое бы презрение не внушал нам этот документ, я не думаю, что мы можем остаться к нему безразличными. Нельзя терпеть, что нас обвиняют в измене и в подготовке войны, тем более если эти обвинения исходят от правительства, которое занимается шпионажем на нашей территории и подталкивает Францию к гражданской войне. Авторитет, в котором мы нуждаемся, чтобы поддерживать мир в Европе, будет поколеблен, если мы допустим к себе подобное отношение.

Теперешняя ситуация слишком серьезна, чтобы я мог действовать без инструкций. Но наше посольство может быть поставлено перед такими фактами или требованиями, которые принудят его занять определенную позицию. Поэтому я был бы признателен Вашему превосходительству, если бы Вы могли указать мне как можно быстрее, какую позицию займет французское правительство относительно только что принятого приговора.

Впрочем, меры, принятые советским правительством касательно наших коммерческих интересов (см. мои телеграммы № 708-711), оставляют нам не больше иллюзий насчет материальных результатов наших отношений с СССР, чем сегодняшний приговор — насчет результатов политических.

Ситуация должна быть выправлена или устранена. В частности, присутствие торгового представительства и различных советских организаций в Париже кажется как никогда наименее оправданным после того, что только что произошло в Москве.

Жан Эрбет

Архив Министерства иностранных дел Франции. Ф. Политическая и коммерческая переписка (1914-1940), серия Z, Европа, СССР (1930-1940), 117СРСОМ. Д. 1269. Л. 151-154. Машинописный текст телеграммы, полученный из шифровального отдела, копия того времени, подпись машинописью. Штамп Департамента политических и торговых дел с датой «8 дек. 1930» и вписанным от руки номером о сдаче в архив «z 619-20 s/d5».