Телеграмма посла Франции в СССР Ж. Эрбета в МИД Франции об обвинительной речи Н. В. Крыленко. 5 декабря 1930 г.
5 декабря 1930 г.
Входящая телеграмма (копия)
Шифровальный отдел
№ 705-706
Москва, 5 декабря 1930, 2.15
Получено: 5 декабря 1930, 2.50
Главный прокурор Крыленко в своей четырехчасовой обвинительной речи особенно старался опровергнуть критику, появившуюся в иностранной прессе, которая упрекает обвинение в том, что оно не предоставило никаких доказательств и основывается исключительно на подозрительных заявлениях заключенных. С этой целью прокурор заявил, что на территории СССР совершалось вредительство, что обвиняемые имели связь с «Русским торговым и промышленным комитетом» в Париже, что сам этот комитет поддерживал связь с Пуанкаре и, наконец, что французский генеральный штаб стремился подорвать план мобилизации СССР и имел на советской территории секретного агента, имя которого было указано на заседании при закрытых дверях. Крыленко подкрепил свои заявления отрывками из статей, появившихся во французских газетах, заявлением Детердинга и речью депутата-коммуниста Б в Нижней палате парламента.
В качестве примера его аргументации можно привести то, что в статье Пуанкаре, напечатанной в прошлом феврале, в которой председатель совета <министров> указывал на опасность всеобщего конфликта по вопросу о Бессарабии, главный прокурор пожелал усмотреть доказательство того, что, начиная с этого времени Франция готовила пограничный инцидент, способный спровоцировать войну с СССР.
Жан Эрбет
Архив Министерства иностранных дел Франции. Ф. Политическая и коммерческая переписка (1914-1940), серия Z, Европа, СССР (19301940), 117СРСОМ. Д. 1269. Л. 137-138. Машинописный текст телеграммы, полученный из шифровального отдела, копия того времени, подпись машинописью. Штамп Департамента политических и торговых дел с датой «5 дек. 1930» и вписанным от руки номером о сдаче в архив «z 619-20 s/d5».