Показания Е. Ф. Евреинова об источниках «получения оружия» для «Промпартии». 22 ноября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.11.22
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. Р-42280. Т. 3. Л. 45-46 об.

22 ноября 1930 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
инженера ЕВРЕИНОВА ЕВГЕНИЯ ФЕДОРОВИЧА,
от 22-го ноября 1930 года.

Допросил: ПОМ. НАЧ. 4 ОТДЕЛЕНИЯ] СО ОГПУ — тов. ЧЕРТОК.

О получении оружия для боевой организации Промпартии
из английского и французского посольств.

Первый раз по вопросу об возможности получения оружия через посредство английского посольства в Москве РАМЗИН говорил со мной в 1929 году во время приезда в Москву представителя английской фирмы инж[енера] ТУРКУС, бывший в Теплотехническом Институте совместно с инж. АЙЗЕНШТАДТ. В этот приезд инж. ТУРКУС с инж. АЙЗЕНШТАДТ, в кабинете проф. РАМЗИНА, в присутствии проф. Рамзина, моем и инженеров ТУРКУС и АЙЗЕНШТАДТ имели место, кроме технических деловых разговоров, разговоры касающиеся связи Промпартии с Торгпромом в Англии[,] и инж. Туркус сообщались общие установки Промпартии по линии борьбы с советской властью.

После этого разговора проф. РАМЗИН предложил мне обратиться к инж. АЙЗЕНШТАДТ с вопросом о том[,] сможет ли Промпартия рассчитывать на содействие англичан в Москве по линии получения оружия для своей боевой организации.

В следующий приезд в Институт инж. ТУРКУС с инж. АЙЗЕНШТАДТ я уже в отсутствие самого проф. РАМЗИНА в своем кабинете задал этот вопрос инж. АЙЗЕНШТАДТ и ТУРКУСУ. Ничего положительного я в ответ не получил.

Приблизительно через 3 недели или месяц после этого разговора я виделся опять с АЙЗЕНШТАДТОМ, причем он мне в неопределенной форме сообщил, что по всей вероятности англичане смогут оказать содействие Промпартии в получении оружия, о чем я и сообщил профессору РАМЗИНУ.

Весной 1930 года проф. РАМЗИН, имея в виду предположение Центрального комитета «Промпартии» о совершении конкретных терактов против представителей советской власти, предложил мне вплотную переговорить с инж. АЙЗЕНШТАДТ по поводу получения оружия из английского посольства.

Я просил по телефону инж. АЙЗЕНШТАДТ зайти ко мне на место моей службы в трест «Тепло и Сила» в Юшков пер. и в моем кабинете сообщил ему, что Промпартия нуждается в получении револьверов для совершения терактов. Через несколько дней АЙЗЕНШТАДТ предложил мне встретиться с ним в ресторане [«]Савой[»] по интересующему меня делу. Это было примерно в конце марта или начале апреля 1930 года, часа в 2 дня, я встретился в ресторане [«]Савой[»] с инж. АЙЗЕНШТАДТ и каким-то англичанином, не говорящим по-русски (фамилия англичанина мне не была сообщена); оба уже сидели за столиком, когда я пришел в ресторан. За завтраком разговор шел на тему, не имеющую ничего общего с задачей нашей встречи. По окончании завтрака инж. АЙЗЕНШТАДТ указал мне на среднего размера чемодан из фибры, который я вынес из ресторана, при чем инж. АЙЗЕНШТАДТ сказал мне слово «пятнадцать». Чемодан с содержимым я на трамвае сейчас же отвез в Ленинскую слободу и передал проф. РАМЗИНУ на его квартире, сговорившись с ним предварительно из города по автомату, что мне нужно застать его дома. Примерно в то же время оружие в неизвестном мне количестве было получено инж. ПРЕДТЕЧЕНСКИМ из французского посольства, о чем мне известно как от инж. ПРЕДТЕЧЕНСКОГО, так и от РАМЗИНА; последний мне сообщил о том, что инж. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ имеет обязательство получить оружие из французского посольства при передаче ему мной упомянутого чемодана с револьверами, полученного мною, как я указал выше.

После распоряжения о прекращении терактов все оружие, или часть его, во всяком случае значительная, было собрано инж. ПРЕДТЕЧЕНСКИМ и сдано во французское посольство тем способом, о котором я дал показание в предстоящем своем допросе и о котором мне сообщил ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ при свидании на его квартире уже после ареста проф. РАМЗИНА.

Из других источников получения оружия мне известно предположение использования оружейного треста, в целях реализации коего я давал поручение и снабжал деньгами инж. РЕВОКАТОВА, о чем я показал на одном из предыдущих допросов.

Было ли фактически реализовано это предположение или инж. РЕВОКАТОВ имел лишь переговоры по этому вопросу и произвел только передачу денег — мне точно не известно.

Написано лично мною — Е. ЕВРЕИНОВ.

Допросил: ПОМ/НАЧ.4 ОТД[ЕЛЕНИЯ] СО ОГПУ (ЧЕРТОК)

Д.356. Л. 38-40. Заверенная машинописная копия того времени. Показания Е. Ф. Евреинова наряду с другими материалами следствия по «делу Промпартии» были направлены 25 октября 1930 г. в ЦК В КП (б) на имя И. В. Сталина (см. легенду к док. № 356-1).

ЦА ФСБ РФ. Ф. Р-42280. Т. 3. Л. 45-46 об. Рукописный подлинник протокола допроса, написанный Е. Ф. Евреиновым собственноручно. Внизу каждого листа заверительная подпись-автограф Евреинова. Подпись Черток в конце протокола — автограф.