Дополнительные показания Л. К. Рамзина по вопросу «обратной сдачи оружия». 21 ноября 1930 г.
21 ноября 1930 г.
[СТРОГО СЕКРЕТНО]
ПОКАЗАНИЕ
проф. Л. К. Рамзина от 21 ноября 1930 года.
Относительно обратной сдачи оружия.
В своем показании о моих разговорах с г. Реньо я указывал, что при свидании в конце 1929 г. на квартире ОЧКИНА, в присутствии последнего, г. Реньо сообщил о возможности Получения во французском посольстве, как безопасное место для хранения.
В июле месяце, после возвращения моего из-за границы, я сообщил также и С. А. ПРЕДТЕЧЕНСКОМУ о возможности, в случае нужды, сдать оружие во французское посольство.
После ряда арестов в конце июля я, по просьбе С. А. ПРЕДТЕЧЕНСКОГО, написал записку КЮФЕРУ, с просьбой оказать помощь в хранении оружия, в виду обещания, данного мне в свое время господином РЕНЬО, и просил г. КЮФЕРА позвонить С. А. ПРЕДТЕЧЕНСКОМУ, с которым КЮФЕР был знаком с середины 1928 года, и условиться о месте и способе сдачи оружия.
Встретив С. А. ПРЕДТЕЧЕНСКОГО в последний раз перед моим арестом, кажется 9-10 августа, я узнал от него о том, что он связался с Кюфером и получил от него согласие принять оружие. Поэтому в своем показании о движении оружия от 23/Х я и писал, что часть оружия из первоначальных мест хранения могла быть уже сдана во французское посольство.
В виду последовавшего вскоре моего ареста 14/VIII я не успел получить сведения о количестве сданного КЮФЕРУ оружия и о технике его сдачи.
Считаю необходимым к этому добавить, как я уже показывал ранее, что при обсуждении в боевой организации вопроса о хранении оружия указывалось, что в случае нужды или опасности необходимо использовать следующие мероприятия:
1. Уничтожение оружия и, в частности, бомб путем их разрядки.
2. Сдача оружия в Военно-воздушную академию.
3. Сдача оружия на хранение во Французское посольство, а в крайнем случае и в английское посольство.
При этом для быстрой ликвидации оружия последний способ был признан наиболее быстрым и надежным.
Л. РАМЗИН.
Допросили: Нач. СО Я. Агранов
Радзивиловс[кий]
Д. 356. Л. 24-25. Заверенная машинописная копия того времени. Показания Л. К. Рамзина наряду с другими материалами следствия по «делу Промпартии» были направлены 25 октября 1930 г. в ЦК ВКП(б) на имя И. В. Сталина (см. легенду к док. № 356-1).