Докладная записка Правления МОГЭС в ЦК ВКП(б) по вопросу «электроснабжения и электростроительства» в Московской области. Приложение к записке К. П. Левина от 9 ноября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.11.09
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

от 9 ноября 1930 г.

Правление
МОГЭС 8-го августа 1929 года.

В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
Копия: В Московский Комитет ВКП(б).
т.т. Рыкову А. И., Куйбышеву В. В., Кржижановскому Г. М.,
Ксандрову В. Н., Уханову К. В.

Основной нашей задачей является выполнение плана индустриализации страны, принятого XVI-й Партконференцией. Мы обязались приложить все усилия, чтобы выполнить полностью и в кратчайший срок программу капитального строительства. Можно определенно заявить, что не только будет выполнен принятый (оптимальный) план строительства, но он будет в действительности превышен, и нашей обязанностью является устранить все то, что мешает делу великого строительства.

Успех индустриализации Московской промышленной области в значительной степени зависит от состояния электроснабжения области. Расширение существующих фабрик и заводов и постройка новых, в том числе таких гигантов, как Московский Химический Комбинат, могут быть осуществлены лишь при наличии мощных технически хорошо оборудованных центральных электростанций.

Как же обстоит вопрос с электроснабжением и электростроительством Московской области.

На основании утвержденного пятилетнего плана мощность и максимальные нагрузки существующих станций МОГЭС в течение ближайших 5 лет достигнут следующих пределов:

 

1928/29

1929/30

1930/31

1931/32

1932/33

в тысячах киловатт

Мощность станций

240,5

309,5

353

472

497

Максимальные нагрузки

219,1

280,0

340

410

470

Резерв мощности в %%-х

9,8'

10,5

3,8

15,1

5,7

 

 

 

 

 

 

 

 

Если иметь в виду, что нормальный резерв мощности на станциях должен быть не менее 20 %, то отсюда видно, как мал резерв мощностей на станциях и в каких тяжелых условиях будут работать станции в ближайшее время. Максимальные нагрузки на ближайшее пятилетие будут в действительности скорее выше, чем наши предположения. Дальнейшее расширение существующих станций является невозможным по целому ряду технических условий, и таким образом, ясно, что уже к концу пятилетки, т. е. в 1932 г. должны вступить в работу новые мощности, а эти новые мощности мы можем получить только пуском в работу новой станции, хотя бы 1-й ее очереди порядка 150.000 квт.

Возможно немедленный приступ к постройке новой станции и ведение работ по строительству этой станции усиленным темпом является актуальной задачей дня.

Совершенно ясно, что задержка в постройке новой станции неминуемо приведет к срыву всего капитального строительства области и дезорганизации общественной жизни Москвы, заставив выключить из сети в зимние месяцы целые районы.

Положение с вопросом о постройке новой станции в настоящее время таково: Правление МОГЭС еще в конце 1926 г. возбудило перед Президиумом ВСНХ вопрос о необходимости постройки новой мощной Электростанции в Подмосковном Промышленном районе. По распоряжению Президиума ВСНХ МОГЭСом было разработано 2 варианта постройки станции - Тверская (на торф[е]) и Бобриковская (на копях Подмосковного угля). Эскизные проекты и сметы были МОГЭСом предоставлены в Президиум ВСНХ весной 1928 г. Высшими хозяйственными организациями был утвержден вариант Бобриковской станции, причем Президиум ВСНХ постановлением от 14-го ноября 1928 г. признал необходимым, чтобы к постройке новой электростанции было приступлено в 1929/30 г.

Срок этот является крайним: постройка такой сверхцентрали, как Бобриковская, мощностью на 300.000 квт. займет никак не менее 4-х лет. Таким образом, только приступив к постройке в 1929/1930 г., ее удастся закончить в 1932/33 г., т. е. к тому моменту, когда существующие электростанции будут загружены целиком.

Правление МОГЭС за последние полтора года неоднократно обращалось в Президиум ВСНХ, а также и в высшие партийные организации с настоятельной просьбой разрешить целый ряд вопросов, задерживающих начало работ по постройке станции. Однако, несмотря на целый ряд постановлений и резолюций о необходимости скорейшего приступа к работам, вопрос с постройкой находится в таком положении, что наступающий 1929/1930 г. не удастся использовать в полной мере для строительства.

Чтобы форсировать это строительство, в данный момент необходимо разрешить следующие вопросы:

  1. Приступить немедленно к разработке технического детального проекта на основании утвержденных эскизных проектов;
  2. Установить, какой организацией будет вестись строительство станции;
  3. Выяснить допустимость и в какой форме участия в строительстве иностранных фирм, от которых по этому делу имеется несколько предложений.

Разрешение этих вопросов не терпит ни малейшего отлагательства, только в том случае, если указанные вопросы получат свое окончательное разрешение в течение ближайшего месяца, нам удастся закончить в первую половину наступающего 1929/30 г. целый ряд подготовительных работ и летом 1930 г. приступить к строительным работам. В противном же случае пуск новой станции неминуемо будет отложен еще на один год, а это, в свою очередь, приведет к жесточайшему кризису с электроснабжением в 1932/33 г., а особенно в 1933/34 г.

Комфракция считает своим долгом довести до сведения Центрального Комитета Партии о тех ненормальных условиях, в которых протекает вопрос о постройке новой Бобриковской электростанции, и обратить на это обстоятельство внимание, как на фактор, могущий в значительной степени затормозить дело капитального строительства Московской Центральной Промышленной области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ: К. П. Ловин

ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ: П. Яковлев.

Д. 355. Л. 156-156 об. Машинописная копия того времени. На Л. 156 вверху справа напечатано «Копия». На Л. 156 об. внизу напечатано «Верно:» (заверяющая подпись отсутствует).