Обвинительный акт по делу Н.А. Ремова-Поберёзкина, В.Я.Вольского, А.А. Гостинцева и Г.Д. Артемьева

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1939.07.22
Источник: 
Эхо большого террора Т.2 М.2018 С. 402-406
Архив: 
Архiвний пiдроздiл УМВС Украiни у Житомирьскiй областi ф. 2, on. 1, спр. 6157, т.1, арк. 381-387. Оригинал. Машинопись.

Обвинительный акт по делу Н.А. Ремова-Поберёзкина, В.Я.Вольского, А.А. Гостинцева и Г.Д. Артемьева

22 июля 1939 г.

ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ АКТ

1) По обвинению быв[шего] врид начальника 5 отдела УГБ НКВД Житомирской области, лейтенанта госбезопасности РЕМОВА-ПОБЕРЁЗКИНА Наума Анатольевича в преступлениях, предусмотренных ст. 206-17 п. «б» УК УССР:

2) быв[шего] врид начальника 2 отдела той же области ВОЛЬСКОГО Владимира Яковлевича[1], лейтенанта госбезопасности;

3) быв[шего] нач[альника] Чудновского райотделения НКВД той же области ГОСТИНЦЕВА Антона Андреевича, младшего лейтенанта госбезопасности;

4) быв[шего] нач[альника] Новоград-Волынского горотдела НКВД той же области АРТЕМЬЕВА Григория Дмитриевича, мл[адшего] лейтенанта госбезопасности - всех троих в преступлениях, предусмотренных ст. 206-17 п. «а» УК УССР.

В НКВД У ССР в начале 1939 г. поступили данные о том, что РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН, ВОЛЬСКИЙ, ГОСТИНЦЕВ и АРТЕМЬЕВ, злоупотребляя своим служебным положением, при исполнении своих обязанностей по службе произвели необоснованные массовые аресты трудящихся, занимались фальсификацией следственных материалов и при допросах до смерти избивали заключённых.

В целях сокрытия следов совершённых преступлений через врача ВЕЙЦМА-НА РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН и АРТЕМЬЕВ без судебно-медицинского вскрытия трупов умерших от избиений ЧАЙКОВСКОГО, МОШИНСКОГО, СОРНИЦ-КОГО и других составляли фиктивные справки о том, что якобы заключённые умирали естественной смертью.

На основании изложенного РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН, ВОЛЬСКИЙ, ГОСТИНЦЕВ и АРТЕМЬЕВ арестованы и привлечены к уголовной ответственности.

Расследованием дела установлено, что по директиве РЕМОВА-ПОБЕРЁЗКИНА, а также при его личном участии были избиты заключённые - бывший инструктор вневойсковой подготовки РККА ЗАГЕР, который в результате избиения умер 20 марта 1938 г., и быв[ший] ветфельдшер 19[-го] погранотряда ПАСТУШЕНКО, который также в результате избиения скончался (л. д. 5987, 227, 233-241,255, 321 т.1; том 2, л. д. 31, 62-66).

С 19 апреля 1938 г. РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН, будучи начальником следственной группы Новоград-Волынского горотдела, по заданию врагов народа УСПЕНСКОГО и ВЯТКИНА производил необоснованные массовые аресты среди трудящихся по спискам; а также арестовывал членов ВКП(б) - поляков по национальному признаку, без всяких компрометирующих материалов, применяя к ним не дозволенные законом меры воздействия.

Установлено, что благодаря вражеским действиям РЕМОВА-ПОБЕРЁЗКИНА были избиты и умерли вследствие полученных побоев агроном МОШИНСКИЙ, колхозник СОРНИЦКИЙ, сотрудник Госбанка, член ВКП(б) ЧАЙКОВСКИЙ, которые были арестованы только лишь по национальному признаку - как поляки. (т. 1, л. д. 56-106, 142-167, 221-263, 278-324 и том 2, л. д. 35-36).

По указанию врага народа ВЯТКИНА в 1938 г. РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН арестовывал без основания милицейских работников СЫСА, ГРОЗНОГО, ГЛЫБКО, которые подвергались в процессе следствия избиениям со стороны РЕМОВА-ПОБЕРЁЗКИНА. (т. 1, л. д. 61-89, 155-235).

В отношении ВОЛЬСКОГО установлено, что он - ВОЛЬСКИЙ в марте 1938 г., вызвав в НКВД инженера ПАРЧЕВСКОГО, который работал осведомителем под кличкой «МИХАЙЛОВ», и предложил ему рассказать о том, что ему -ПАРЧЕВСКОМУ известно, что существует подпольная антисоветская организация «ПОВ», участником коей является и сам.

ПАРЧЕВСКИЙ, не зная о существовании антисоветской организации, естественно, отказался дать показания. ВЯТКИН, ВОЛЬСКИЙ, ГОСТИНЦЕВ не поверили заявлениям ПАРЧЕВСКОГО и подвергли его жесточайшему избиению, в результате коего ПАРЧЕВСКИЙ скончался.

ВОЛЬСКИЙ, с целью скрыть убийство ПАРЧЕВСКОГО, по предложению врага народа ВЯТКИНА оформил копию протокола допроса ПАРЧЕВСКОГО (подлинник был тогда утерян) и после смерти его, 23 сентября [1938 г.] сфабрикованное дело было проведено через Тройку по 1-й категории.

Труп ПАРЧЕВСКОГО, закопанный во дворе Олевского РО, был обнаружен рабочими, производившими работу, узнав об этом, ВОЛЬСКИЙ и ГОСТИНЦЕВ по приказанию ВЯТКИНА перекопали труп в другое место. ГОСТИНЦЕВ, с целью с[о]крытия следов преступления, после убийства ПАРЧЕВСКОГО взял от прокурора санкцию на арест ПАРЧЕВСКОГО. (т. 1, л. д. 101-105, 123, 213, 323— 324,326-327).

Кроме того, установлено, что ВОЛЬСКИЙ совместно с врагом народа ВЯТКИНЫМ во время следствия в Коростенском горотделе принимал участие в избиении заключённого[2].

Вместе с РЕМОВЫМ-ПОБЕРЁЗКИНЫМ в апреле и мае 1938 г., будучи заместителем начальника следственной группы в Новоград-Волынске, без компрометирующих материалов, по спискам, ВОЛЬСКИЙ производил аресты трудящихся, а также избивал ЧАЙКОВСКОГО и КАРЕНА, (т. 1, л. д. 167-168, 195— 210, 215-217, 251-276, 283-294, 295-298 и 325-328, том 2, л. д. 3, 9 и 30).

ГОСТИНЦЕВ в 1938 г., будучи начальником Олевского райотделения, производил необоснованные аресты трудящихся, например, им были арестованы братья ШУСТЕРМАН[3], АПЕСТИН, рабочий электростанции ГРИГОРЬЕВ, ХОМУТОВСКИЙ и его сын[4] и другие, в отношении которых применялись[5] физические меры воздействия. В результате применения незаконных мер воздействия заключённые давали ложные показания, оговаривая честных советских граждан, которые также подвергались аресту. Например, ЧЕРНЫШ, ЧЕРНЫШОВ, ЕГОРОВ и другие.

АРТЕМЬЕВ принимал участие в аресте и избиениях вместе с РЕМОВЫМ-ПОБЕРЁЗКИНЫМ агронома колхоза села Смолки МОШИНСКОГО, а также участвовал в деле проведения необоснованных арестов ЧАЙКОВСКОГО, СОРНИЦКОГО. Кроме того, трупы убитых по указанию АРТЕМЬЕВА закапывались во дворе Горотдела.

Подложные справки о якобы естественной смерти МОШИНСКОГО и других у врача ВЕЙЦМАНА были взяты АРТЕМЬЕВЫМ.

Ввиду изложенного ОБВИНЯЮТСЯ:

1) РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН Наум Анатольевич, 1902 г. рождения, уроженец г. Киева, гражданин СССР, еврей, не судимый, служащий, член ВКП(б) с 1929 г., исключён в связи с данным делом, в том, что он в 1938 г. на смерть избивал ЧАЙКОВСКОГО, МОШИНСКОГО. СОРНИЦКОГО; принимал участие в избиениях ЗАГЕРА и санкционировал избиение ПАСТУШЕНКО; по национальным признакам арестовывал поляков; без оснований проводил аресты работников милиции СЫСА, ГРОЗНОГО. ГЛЫБКО.

РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН виновным себя признал частично, однако достаточно изобличается материалами дела и показаниями свидетелей, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. 206-17 п. «б» УК УССР.

2) ВОЛЬСКИЙ Владимир Яковлевич, 1899 г. рождения, уроженец г. Одессы, еврей, гражданин] СССР, служащий, член ВКП(б), исключён в связи с данным делом, не судимый, в том, что он проводил необоснованные аресты невинных советских граждан, систематически применял к арестованным не дозволенные законом меры воздействия - избиения.

В марте 1938 г. совместно с врагом народа ВЯТКИНЫМ оформил копию протокола на Тройку убитого вследствие избиения ПАРЧЕВСКОГО, принимал участие в перекапывании трупа ПАРЧЕВСКОГО и искусственно создавал антисоветскую военно-повстанческую организацию.

Виновным себя признал частично. Однако достаточно изобличается материалами дела и показаниями свидетелей, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. 206-17 п. «а» УК УССР.

3) ГОСТИНЦЕВ Антон Андреевич, 1906 г. рождения], уроженец дер. Погорел ки Божегодского р-на Вологодской области, не судимый, гражданин] СССР, русский, член ВКП(б), исключён в связи с данным делом, в том, что он принимал участие в избиении ПАРЧЕВСКОГО, перекапывал труп и фальсифицировал следдело для Тройки, производил массовые аресты невинных граждан, к которым применял физические меры воздействия и брал от них ложные показания, и на основании этих материалов производил необоснованные аресты.

Виновным себя признал. т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 206-17 п. «а» УК УССР.

4) АРТЕМЬЕВ Григорий Дмитриевич, 1906 г. рождения], урож[енец] села Великая Мачетна Кривозерского р-на Одесской области, русский, не судимый, гражданин] СССР, член ВКП(б), исключён в связи с данным делом, в том, что он принимал участие в аресте и избиениях МОШИНСКОГО, в аресте ЧАЙКОВСКОГО и СОРНИЦКОГО, брал фиктивные справки у врача ВЕЙЦМАНА о естественной смерти МОШИНСКОГО и других, а также скрывал от вышестоящих начальников преступные действия РЕМОВА-ПОБЕРЁЗКИНА и ВОЛЬСКОГО.

Виновным себя признал, объясняя свои действия тем, что он выполнял указания врага народа ВЯТКИНА.

т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 206-17 п. «а» УК УССР.

На основании изложенного РЕМОВ-ПОБЕРЁЗКИН, ВОЛЬСКИЙ, ГОСТИНЦЕВ и АРТЕМЬЕВ предаются суду Военного трибунала войск НКВД Киевского округа.

Настоящий акт составлен

22 июля 1939 г.

г. Киев

ПОМ[ОЩНИК] ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ВОЙСК НКВД ВОЕННЫЙ ЮРИСТ 1 РАНГА    Хачатурян


[1] В документе ошибочно - Николаевича.

[2] В документе ошибочно - заключении.

[3] Один из братьев - Абрам Шустерман - постоянно проживал в г. Олсвске. Его брат - Евсей

Шустерман, по словам А. Шустермана. служил в погранохране на Дальнем Востоке и 7 января

1938 г. приехал в отпуск в г. Олевск. Однако, но показаниям Е. Шусгермина, он постоянно проживал

в г. Коростень (Житомирская область) и работая старшим инспектором Коростснского отделения

Госбанка. Утром 7 января 1938 г. их обоих арестовали и доставили в Оленский райотдел

НКВД. (Архiвний пiдроздiл УМВС Украiни у Житомирьскiй областi. Ф. 2. Oп. I. Сnр. 6751. Г. 2. Арк.

114, 117, 123).

[4] Имеются в виду Дмитрий Хомутовский и его сын Виктор Хомутовский.

[5] В документе - принимались.