[Приложение 1] Справка, составленная Ф.Т. Фоминым для КПК при ЦК КПСС. Б/д

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1960
Период: 
1960
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 21. Л. 154—156. Заверенная копия

Б/д

СПРАВКА

1. НИКОЛАЕВ Леонид — убийца С.М. Кирова

Во время зиновьевской оппозиции был секретарем Володарского райкома ВЛКСМ и принимал активное участие в оппозиции. Был в приятельских отношениях с секретарями Ленинградского обкома ВЛКСМ Каталыновым и Румянцевым. Схема движения С.М. Кирова из Смольного до квартиры, обнаруженная в портфеле Николаева, вычерчена не рукой Николаева. В портфеле была обнаружена мишень с простреленным черным яблоком со значительным количеством отверстий.

Николаев в 1933 г. во время чистки парторганизации был исключен из партии за принадлежность к зиновьевской оппозиции. Спустя шесть месяцев, он был восстановлен в партии, но с вынесением ему строгого выговора.

Николаев пытался два раза попасть на прием к С.М. Кирову, но секретарь Свешников первый раз направил его к секретарю Володарского райкома партии, а второй раз заявление на имя С.М. Кирова оставил у себя, которое было обнаружено в его папке после убийства С.М. Кирова.

2. Ягода после привоза Николаева ко мне в кабинет звонил неоднократно мне и спрашивал: «В чем он одет? В заграничном ли обмундировании или в нашем советском». Из его вопросов по телефону я понял, что он считал Николаева пришедшим из-за границы или намеревался представить его террористом из заграницы. Во время первого допроса Комиссией ЦК партии 6-го декабря все намерения сводились к тому, чтобы Николаев дал показания, кто его из иностранных консулов завербовал, когда ему показали пять фотокарточек иностранных консулов, проживавших в Ленинграде, под нажимом следствия он пальцем указал на немецкого консула.

3. Ягода после суда над ленинградскими работниками НКВД в конце января 1935 г. выпустил закрытое письмо о работниках НКВД Ленинграда за своей подписью. В этом письме он так обрисовал работников Ленинграда и всю вину по убийству С.М. Кирова от себя отбросил и переложил ее целиком на работников НКВД Ленинграда. На второй день после суда Ягода вызвал нас троих (Медведя, Запорожца и меня) к себе в кабинет и предложил нам поехать работать на Колыму и заверил, что пройдет полгода, самое большое год, он поможет нам вернуть партийные билеты и пообещал нас вернуть на работу в НКВД на строительные работы.

4. Мой разговор с женой Рыкова в Кисловодске. Во время леченья в Кисловодске в 1924 г. летом жена Рыкова мне рассказывала о старой, длительной дружбе Рыкова с Ягодой на Поволжье.

5. Подробности о знакомстве и расстреле Ягодой Виленского.

Виленский получал по записке Ягоды неограниченный кредит в Московском госбанке для торговли разными товарами и получения прибылей для ОГПУ. В 1923 г. зимой Виленский и Лурье были командированы Ягодой в Берлин и Рим для реализации бриллиантов Кшесинской или Павловой (балерины), и за эти бриллианты они привезли разные товары для кооператива ОГПУ на сумму до трех с половиной миллионов. Награждение Ягодой Виленского в X годовщину ВЧК—ОГПУ грамотой. Ягода из-за боязни Виленского в 1928 г. в связи с разоблачением в правом уклоне Рыкова, 31-го декабря 1928 г. расстрелял его (это дело знают я, Фомин, Катаньян и Кауль).

6. Мой разговор с членом ЦК партии Жуковым И.П. о Ягоде.

Жуков мне по дороге из Ленинграда в Москву на 17-й съезд партии рассказал, как он был у Сталина на квартире во время встречи Нового 1934 года и говорил со Сталиным о Ягоде, что Ягода чужой человек и на этом посту Наркома его держать не следует, Сталин ему ответил, что, может быть, Ягода и чужой человек, но зато я через него все знаю, а поставь своего человека, могу ничего и не знать, что у нас делается.

7. Разговор Фриновского М.П. со мной о Ягоде.

После возвращения из Ленинграда Комиссии ЦК партии во главе со Сталиным на первом заседании Политбюро или Комиссии обороны К. Ворошилов внес предложение о снятии Ягоды наркома Ягоды с должности за то, что он не интересовался охраной С.М. Кирова. Сталин обратился с просьбой к присутствующим членам Политбюро с просьбой не делать этого, не снимать его с должности — мы не должны подражать буржуазным странам, как это было во Франции — во время убийства президента был снят с должности министр внутренних дел Мильеран.

8. Отношение Сталина к С.М. КИРОВУ.

Из разговоров Медведя мне известно было, что Сталин дважды предлагал С.М. КИРОВУ приехать к нему помощником в Москву. Осенью 1934 г. С.М. Киров был вызван на автомашине в Москву, в пути машина поломалась, и он задержался на длительное время, Сталин вызвал к себе Ягоду и начальника оперода Паукера и выругал их, что они не интересуются, где Киров и что с ним случилось, предложил из Ленинграда и Москвы выслать две машины и найти КИРОВА.

9. Приезд в 1933 г. в Ленинград Сталина для приема Беломорканала.

Для встречи Сталина на вокзал выехали С.М. Киров и Медведь, при выходе из вагона Сталин, так Медведь мне рассказывал, обратился к С.М. Кирову, чтобы он показал ему Ленинград, т.к. он давно в нем не был. Во время объезда Ленинграда он выразил недовольство и сказал: «Что ты, Киров, так замусорил город, кругом беспризорники валяются, нужно очистить город от этого мусора». После этого разговора из Ленинграда было вывезено около семи тысяч беспризорных в Сибирь и др. отдаленные районы.

10. Мое мнение о показаниях Якушева и Громова. Я лично считаю, их показания в отношении убийства Борисова были даны необъективно, Громов, насколько мне известно, дал показания, что он из Смольного привез убийцу С.М. Кирова — Николаева ко мне в кабинет, это показание не соответствует действительности.

11.     Ягода — сначала изгнал из ОГПУ Мелинга, Евдокимова, Кацла, Воронцова, Ольского и Бельского. Когда ЦК послал для усиления партийного политического руководства ОГПУ 3-х членов ЦК — Акулова, Булатова и Талецкого [...], наговоров Сталину [...] в течение года изгнали из ОГПУ и взошел обратно в доверие Сталина.