Протокол допроса начальника планового отдела Ленштамптреста Р.М. Кулишера, мужа сестры жены Л.В. Николаева. 2 декабря 1934 г.
2 декабря 1934 г.
Протокол допроса
Произведенный Нач. 1 Отд. СПО — ЛУЛОВЫМ
КУЛИШЕР Роман Маркович, 1903 г. р., урож. г. Киева, прожив, по ул. Чайковского, д № 31, кв. 1-а, нач. планового отдела «Ленштамптрест». Женат — 1) жена О.П. ДРАУЛЭ, член ВКП(б), секретарь парткома Выб. Д.К. 2) сын Марат 4-х лет, 3) брат Павел КУЛИШЕР — инженер, образование незаконченное среднее. Член ВКП(б) с 1923 г. 1) Председатель Бюро ИТС; 2) В 1927-1928 г. агитпропом кол-ва ВКП(б) фабрики «Возрождение». В запасе РККА. У белых не служил.
Моя жена — О.П. ДРАУЛЭ является сестрой жены НИКОЛАЕВА Леонида Васильевича, т.е. я и НИКОЛАЕВ женаты на сестрах. С НИКОЛАЕВЫМ я познакомился в 1928 г. Периодически я с ним встречался, в последнее время чаще. Мне известно, что НИКОЛАЕВ уже в течение продолжительного времени не работает. Приблизительно в июле м-це с.г. я предложил НИКОЛАЕВУ устроить его на патефонную фабрику, на какую-либо освобожденную общественную работу (на производстве НИКОЛАЕВ работать не хотел, мотивируя своей болезнью). Несмотря на свою безработицу НИКОЛАЕВ ограничился телефон. звонком на патефон. фабрику и позже мне сказал, что не дозвонился, он несколько раз (в ответ на мои вопросы — почему не работает) подчеркивал, что работу он мог бы получить в любой момент, показывал мне даже райкомовские путевки, но работать не может, т.к. должен лечиться. Я замечал у НИКОЛАЕВА в последнее время какой-то надлом. Как-то в беседе со мной НИКОЛАЕВ раздраженно, с озлоблением заметил, что когда нужно было, его выматывали, а теперь лечиться не дают. В связи с его мобилизацией на транспорт НИКОЛАЕВ как- то сказал: «Я много уже ездил, пускай теперь другие поедут».
В сентябре этого года НИКОЛАЕВ обратился ко мне с просьбой одолжить ему денег для поездки в Москву на предмет получения путевки в санаторий. Я дал ему (через жену) 30 руб. В Москву он так и не поехал. Он как-то говорил, что ему дают на лечение 500 руб., но все дело в путевке, которую в Ленинграде получить невозможно, но которую он может получить в Москве.
Эту мысль он высказывал мне несколько раз.
НИКОЛАЕВ производил на меня впечатление преданного члена партии, но со странностями. В беседах он всегда считал необходимым в излишне популярной форме, с элементами рисовки подчеркивать свою партийность, свое идейное превосходство. По натуре он человек скрытный.
По моим наблюдениям (или предположениям), он был наиболее близок со своим братом Петром, который служит в Красной армии, и с братом своей жены Петром Петровичем ДРАУЛЭ.
Последний был когда-то членом партии, в прошлом имел какие-то заслуги, в этом году, служа в милиции, совершил растрату и был осужден к 8 годам заключения.
У меня впечатление, что НИКОЛАЕВ был с П. ДРАУЛЭ дружен, во всяком случае, помня и хорошо знакомых. К этим двум лицам НИКОЛАЕВ проявлял не совсем свойственную ему теплоту и заботу. Вообще, насколько я знаю, НИКОЛАЕВ жил уединенно, дома у него почти никто не бывал.
КУЛИШЕР
Допросил ЛУЛОВ
Верно: [подпись]
Печати/штампы: треугольная печать «Управление Нар. Ком. В.Д. по Лениградской обл. КОМЕНДАТУРА»; прямоугольная печать «Центральный архив ФСБ РФ».