Специальное сообщение № 4 заместителя Наркома внутренних дел СССР Я.С. Агранова из Ленинграда Наркому внутренних дел СССР Г.Г. Ягоде в Москву о ходе судебного процесса по делу Л.В. Николаева, переданное по ВЧ. 28 декабря 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.12.28
Период: 
1934
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Архивное уголовное дело № Н-11144 по обвинению Николаева Л.В. и других в убийстве С.М. Кирова. Т. 34. Л. 16-18. Подлинник

28 декабря 1934 г.
0 час. 45 мин.

г. Ленинград

МОСКВА—НКВД т. ЯГОДА

СПЕЦСООБЩЕНИЕ № 4
О ХОДЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛУ НИКОЛАЕВА Л.,
КОТОЛЫНОВА И ДРУГИХ.

1. Следующим дает показания Суду МЯСНИКОВ.

МЯСНИКОВ, полностью подтвердив свои показания, данные им на предварительном следствии, сделал заявление, что в обвинительном заключении в пункте, где приводятся его показания, преуменьшена его роль в организации, так как он является не только рядовым членом контрреволюционной зиновьевской организации, но и членом ленинградского центра этой организации.

МЯСНИКОВ назвал состав ленинградского и московского центров контрреволюционной организации и показал, что он лично, по поручению ленинградского центра, вместе с ЛЕВИНЫМ поддерживал связи с московским центром. На вопрос председателя суда о задачах ленинградского центра в 1934 году МЯСНИКОВ ответил, что организация занималась собиранием сил и укреплением организационных связей. Среди членов организации культивировалось озлобление и ненависть против руководителей партии.

МЯСНИКОВ показал, что в 1928 г. БАКАЕВ и ГЕРТИК говорили о том, что в борьбе с партийным руководством еще «придется повторить седьмое ноября». Это заявление он понял как директиву о борьбе насильственными методами с партийным руководством.

Далее МЯСНИКОВ показал, что он, пользуясь своим служебным положением, информировал центр организации о секретных документах, которые к нему попадали.

МЯСНИКОВ также признал, что он в качестве члена ленинградского центра к.р. организации виновен в подстрекательстве к убийству тов. КИРОВА, совершенному членом организации НИКОЛАЕВЫМ.

2. ХАНИК признал себя виновным в принадлежности к к.р. зиновьевской организации с 1930 года до июля месяца 1933 года, после чего он, по его словам, в связи с отъездом в Кронштадт на постоянную работу, систематической связи с к.р. организацией не поддерживал. ХАНИК показал, что до июля 1933 года он работал в к.р. группе, существовавшей при ленинградском «Боевом Землячестве». ХАНИК назвал состав ленинградского к.р. центра и известных ему членов московского центра и указал, что в задачи организации входило собрание сил внутри партии и подготовка условий для возвращения к руководству ЗИНОВЬЕВА и КАМЕНЕВА. ХАНИК показал, что со слов РУМЯНЦЕВА ему было известно: 1) что организация возлагала большие надежды на предстоящую войну, возникновение которой приведет к возвращению к руководству партией ЗИНОВЬЕВА и КАМЕНЕВА; 2) что руководители к.р. организации допускали возможность создания нового блока между зиновьевцами и руководителями других антипартийных групп. Свою связь с НИКОЛАЕВЫМ ХАНИК отрицал и сказал, что ему не было известно о подготовке террористического акта над тов. КИРОВЫМ.

В связи с заявлением ХАНИКА, что он за последние годы НИКОЛАЕВА не встречал, НИКОЛАЕВ дал показания суду, что он с 1931 по 1933 год периодически встречался с ХАНИКОМ в Смольном.

3.  ЛЕВИН также полностью подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии, причем признал себя виновным в том, что являлся членом к.р. зиновьевской организации, членом ленинградского центра и уполномоченным московского центра по Ленинграду.

ЛЕВИН признал, что члены к.р. организации систематически занимались распространением провокационных и контрреволюционных клеветнических слухов, направленных против руководства партии, в особенности против тов. СТАЛИНА, чем была создана соответствующая почва для совершения террористического акта над тов. КИРОВЫМ.

На вопрос председателя суда о задачах к.р. организации ЛЕВИН показал, что в 1931 году, как и в прежние годы, к.р. зиновьевская организация ставила своей задачей замену нынешнего партийного руководства ЗИНОВЬЕВЫМ и КАМЕНЕВЫМ.

ЛЕВИН показал, что он поддерживал связь с московским центром через ГЕССЕНА, а также был связан лично с ЗИНОВЬЕВЫМ. ЛЕВИН показал, что в 1932 году во время очередной своей встречи с ЗИНОВЬЕВЫМ последний лично ему — ЛЕВИНУ сказал о том, что, «Хотя политика ЦК в основном правильна, но практика никуда не годится и поэтому задача смены партийного руководства не снимается».

ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР АГРАНОВ

Пометы: «Передана по ВЧ исх. 1644 “24” декабря 1934 г. в “0” ч. 25. Деж. [Кудиярова].

Штамп: прямоугольный штамп «Центральный архив ФСБ РФ».