Рапорт оперуполномоченного 3-го отделения оперода Д.Н. Монахова начальнику оперода УГБ УНКВД СССР по Ленинградской области С.М. Алехину. [Февраль 1935 г.]
[Февраль 1935 г.]
Начальнику оперода УНКВД ЛО т. Алехину
Р А П О Р T
Опер. уп. 3 отделения Монахова
Доношу, что 2.XII-34 г., вернувшись с засады около 15 час. в отдел для доклада о результатах засады и получения нового задания, я решил посмотреть, что делается у себя в группе. В комнате № 154 (комната опер. уп. группы т. Гусева) мною был обнаружен пом. уполномоченного указанной группы т. Быков, который, закрыв дверь на ключ с внутренней стороны, рвал какие-то бумаги, складывая их в мешки. Удивившись такому неподходящему занятию в такие дни (убийство т. Кирова), я спросил т. Быкова, что неужели более необходимой нет у него работы, чем рвать какие-то бумаги и что вообще, по чьему распоряжению и что за бумаги рвет он. На это т. Быков мне ответил, что [это] задание т. Гусева, полученное им утром, и что эти бумаги — архивные, никому не нужные бумаги, как ему это сказал Гусев, т.к. я торопился во дворец Урицкого на охрану, куда я был назначен, я не стал больше интересоваться этим делом, заметив только, что, по- моему, это все-таки не занятие для оперработника в такие дни.
Кроме этого, считаю необходимым поставить вас в известность о крайне нетактичном, грубом и неумелом обращении т. Гусева с агентурой.
Так, например, при приеме агентуры по ... (ст. инспектора и ст. уполномоченные ГПРО), имеющих к-8 и к-9, а обращается со всеми на «ты», называет их «стукачами» и «сексотами», через каждые два в третье слово употребляет ... т. Гусев, впоследствии мне заявляли, что если им придется быть связанными с ним, они от этого откажутся, т.к. с таким грубым и ограниченным человеком они работать не будут (с/о «Черный», с/о «Вержбицкая» и с/о «[Брийнт]» спрашивали меня, отчего Гусев такой «странный»).
Также не выдержан т. Гусев и с подчиненными ему по группе сотрудниками, чему я сам бывал неоднократно свидетелем. Помимо постоянного употребления нецензурной брани при официальных разговорах с сотрудниками, Гусев постоянно старается их унизить и уязвить как сотрудника и человека, будучи с ними в обращении не объективным, а субъективным.
Так, например, ему почему-то не понравился с первых дней его пребывания в группе т. Хохлов. В результате таких отношений т. Хохлов, очень неглупый и развитой человек, из которого при умелом руководстве можно было бы воспитать очень неплохого работника, в частных разговорах со мною заявлял, что, если Гусев не переменит своего обращения с ним, он подаст рапорт.
<Многочисленные> Аналогичные заявления я слышал и от совсем молодого работника т. Быкова, говорившего, что кроме брани от Гусева ничего не видит.
Характерно, что прошлым руководством — б. нач-ком отд-ния Хвиюзовым за такое отношение с подчиненными при мне Гусеву делались замечания, о чем и сообщаю Вам для сведения.
Монахов
Верно: Батурин
Справка: «Подлинник находится в арх. деле № П-59375 по обв. Гусева и Поповицкого, стр. 201».