Протокол допроса А.И. Толмазова
12 декабря 1934 г.
ВОПРОС: Расскажите об организационных формах и организации, членом которой Вы являлись?
ОТВЕТ: Контрреволюционная организация, к которой я принадлежал, имеет свой центр в Москве, в основном состоящий из б. вождей троцкистско-зиновьевского блока. В него, по словам РУМЯНЦЕВА и КОТОЛЫНОВА, входят ЗИНОВЬЕВ, ЕВДОКИМОВ, БАКАЕВ и ГЕРТИК. Является ли ХАРИТОНОВ членом центра — я не знаю. Лично я ни с кем из членов центра не встречался.
Ленинградская группа в основном состояла из РУМЯНЦЕВА, КОТОЛЫНОВА, АНТОНОВА, ЗВЕЗДЕВА, ФАДЕЕВА и меня — ТОЛМАЗОВА.
Связи и взаимная поддержка, существующие между нами, происходили таким образом, что вместе мы все очень редко могли собираться. Поэтому связь строилась так, что я лично был связан с РУМЯНЦЕВЫМ и реже виделся с АНТОНОВЫМ. РУМЯНЦЕВ в свою очередь встречался с КОТОЛЫНОВЫМ. КОТОЛЫНОВ не поддерживал связь с АНТОНОВЫМ и ЗВЕЗДОВЫМ. Связь с Москвой поддерживалась КОТОЛЫНОВЫМ и РУМЯНЦЕВЫМ. В этом году из Москвы приезжал ЕВДОКИМОВ. Виделся он с РУМЯНЦЕВЫМ и они беседовали. Об этом мне рассказал сам РУМЯНЦЕВ. Он спросил меня — виделся ли я с ЕВДОКИМОВЫМ, и на мой отрицательный ответ сказал, что он с ним беседовал. Разговор, насколько помню, между мной и РУМЯНЦЕВЫМ происходил в Райсовете Выборгского района. Содержание разговора ЕВДОКИМОВА и РУМЯНЦЕВА я не знаю. РУМЯНЦЕВ же показывал мне личное письмо, полученное им от ЗИНОВЬЕВА. Письмо это, по всей видимости, было получено не по почте. Содержание письма точно не помню, помню только, что речь шла о положении дел в организации. Письмо начиналось обращением к РУМЯНЦЕВУ по имени-отчеству «Владимир Васильевич». В Москву также ездил и РУМЯНЦЕВ. С кем он там виделся — я не знаю. Я уже давал показания о поездке в Москву КОТОЛЫНОВА и его встречах там с ФАЙВИЛОВИЧЕМ и ТАРАСОВЫМ И. Лично я при одной из моих поездок в Москву также делал попытку встретиться с ФАЙВИЛОВИЧЕМ. Заходил я к нему домой, но дома его не застал. Это было в начале 1934 г. Одно из нелегальных форм нашей деятельности являлось «Боевое землячество», созданное и существующее при Ленинградском отделении Истомола. То обстоятельство, что основные кадры старых ленинградских комсомольских работников принадлежали к троцкистско-зиновьевскому блоку и до последнего времени состояли в организации, было нами использовано для создания при Истомоле, который руководился членом организации ХАНИКОМ Львом, группы к.-р. организации под видом «Боевого землячества». К «Боевому землячеству» принадлежали РУМЯНЦЕВ В., АНТОНОВ, ФАДЕЕВ, СЕРЕДОХИН и я — ТОЛМАЗОВ.
Забыл еще указать, что не помню точно, но, кажется, в 1930 году, я и СЕРЕДОХИН, будучи в Москве, зашли к КУКЛЙНУ. Пили чай и беседовали по общим вопросам. На наш вопрос — встречается ли КУКЛИН с ЗИНОВЬЕВЫМ — он ответил утвердительно. В ту же поездку мы встретились в Москве с ЗАХАРОВЫМ, который в очень резких тонах, не стесняясь нас, ругал ЗИНОВЬЕВА, называя его «грязной тряпкой».
ВОПРОС: С кем непосредственно из членов организации был связан НИКОЛАЕВ Леонид?
ОТВЕТ: Лично я НИКОЛАЕВА Леонида не знаю. Я ушел с комсомольской работы Выборгского района в 1932 г. При мне НИКОЛАЕВ в райкоме не работал. Вместе с ним работали и знают его ЗВЕЗДОВ, АНТОНОВ, КОТОЛЫНОВ. Где и как они встречались — я не знаю. Во время оппозиционной борьбы НИКОЛАЕВ примыкал к троцкистско-зиновьевскому блоку.
ВОПРОС: Что Вы можете показать по поводу организации террористического акта над т. КИРОВЫМ члена Вашей организации НИКОЛАЕВА?
ОТВЕТ: Всю ответственность, политическую и моральную за убийство т. КИРОВА несет наша организация, из недр которой вырос и на идейном багаже которой воспитался убийца т. КИРОВА НИКОЛАЕВ Леонид.
Записано с моих слов правильно, в чем и расписываюсь
ТОЛМАЗОВ
ДОПРОСИЛ — КОГАН Л.
Верно: [подпись]
Штамп: прямоугольный штамп «Центральный архив ФСБ РФ».
Корроборация: «ЗЛ-3».