Протокол допроса секретаря заместителя секретаря Ленинградского горкома партии Н.А. Уткина
8 декабря 1934 г.
Гр-н УТКИН Николай Алексеевич, 27 лет, уроженец города Ленинграда, проживающий улица Дзержинского, д. 3, кв. 50, дом. тел. 6-53-78, работающий в Смольном секретарем заместителя секретаря горкома тов. КАСПАРОВА, член ВКП(б) с 1929 года, в Красной Армии не служил, под судом и следствием не был.
ВОПРОС: 1-го декабря с.г. Вы работали в Смольном?
ОТВЕТ: Да, работал.
ВОПРОС: Как далеко находится комната, в которой Вы работали, от комнаты, где сидит секретарь тов. ЧУДОВА — тов. ФИЛИППОВ, т.е. от того места, где был убит тов. КИРОВ?
ОТВЕТ: Комната, в которой я работаю, находится на расстоянии метров 25—30 от места убийства.
ВОПРОС: Были ли Вы на месте убийства тов. КИРОВА сейчас же после того, как убийство было совершено?
ОТВЕТ: Да, был.
ВОПРОС: Расскажите подробно, в связи с чем Вы очутились на месте убийства тов. КИРОВА? Когда Вы будете рассказывать все то, что Вам известно об убийстве тов. КИРОВА, прошу сообщать следствию только то, что Вы лично видели. Все же остальное, что слыхали от других, прошу также рассказать, но, оговорившись, что это Вы лично не видели, но слыхали от таких-то товарищей.
ОТВЕТ: 1-го декабря с.г. около 16 часов 30 минут, когда я находился в своей рабочей комнате (приемная тов. КАСПАРОВА), я услыхал сильный отрывистый удар, за которым вскоре последовал второй такой же удар.
ВОПРОС: Через какой промежуток времени после первого удара раздался второй?
ОТВЕТ: Второй удар последовал за первым примерно через 40—60 секунд.
ВОПРОС: Кто был в комнате вместе с Вами и что произошло далее?
ОТВЕТ: В это время в комнате вместе со мной был тов. ЯЛОВА — сотрудник Ленсовета. Услышав второй удар, я бросился из комнаты по направлению к большому коридору. Тов. ЯЛОВА за несколько секунд до этого, т.е. сейчас же после того, как мы усыхали первый удар, зашел в комнату тов. КАСПАРОВА. Когда я выбегал из своей комнаты, то в это время мимо моей комнаты также по направлению к большому центральному коридору бежал тов. ЦУКЕРМАН — директор Ленинградского госцирка.
Добежав вместе с тов. ЦУКЕРМАН до малого коридора, в котором расположены кабинеты тов. КИРОВА и ЧУДОВА, мы увидали, что в большом центральном коридоре стоит несколько человек, которые смотрели в малый коридор. Ряд товарищей из большого коридора в это время направлялись в малый коридор.
ВОПРОС: Кого Вы помните из тех, кто стоял у дверей и кто направлялся в малый коридор?
ОТВЕТ: У дверей комнаты, где работают тов. ЦЫГАНОВ и ЛЕВАШОВ, стояло человека три. Из стоявших там я хорошо помню тов. ЖАЛИС, работающего техническим работником в этой комнате. Из тех, кто направлялись в малый коридор, я хорошо помню тов. ИВАНОВУ — технического секретаря в приемной инструкторов, и тов. ГОНЧАРОВУ, работавшую секретарем у тов. ПУХОВА.
Хорошо я запомнил этих двух товарищей (ИВАНОВУ и ГОНЧАРОВУ), во-первых, потому что я их хорошо знаю, а во-вторых, мне запомнилось, что у них были заплаканы глаза.
ВОПРОС: Спросили ли Вы у тов.тов. ИВАНОВОЙ и ГОНЧАРОВОЙ о причине слез?
ОТВЕТ: Нет, я их ни о чем не спрашивал. В это время я уже обогнал тов. ИВАНОВУ и ГОНЧАРОВУ, которые еще находились, примерно, на углу малого и центрального коридоров, и добежал до места убийства, т.е. до дверей, откуда входят в комнату секретаря тов. ЧУДОВА — тов. ФИЛИППОВА.
ВОПРОС: Когда Вы прибежали к месту убийства, кто там уже был из сотрудников Смольного?
ОТВЕТ: Когда я прибежал к месту убийства, то там еще никого не было. Правда, когда я подбегал к месту убийства, то видел, что какой-то человек в синей спецовке бросился в дверь, которая находилась напротив места убийства. Этот человек бросился или к находящейся напротив двери, которая ведет в секретную часть, или в дверь, которая находится рядом с секретной частью. Насколько мне помнится, этот человек бросился в какую-то дверь, которая находилась напротив места убийства, а не в дверь, которая находилась на той же стороне, где произошло убийство, т.е. человек бросился не на левую сторону, если идти к столовой, а на правую сторону.
ВОПРОС: Прошу подробно рассказать, что Вы увидели на месте убийства?
ОТВЕТ: Когда я добежал до места убийства, т.е. до дверей, откуда ход в комнату тов. ФИЛИППОВА, то я увидел, что у этих дверей, загораживая ту половину, которая открывается (если идти от большого коридора в малый, то это вторая половина двери) лежит какой-то человек. Только через несколько минут я узнал, что это тов. КИРОВ.
Тов. КИРОВ лежал параллельно стене коридора, головой по направлению к своему кабинету, на расстоянии примерно четверти метра от двери в кабинет тов. ФИЛИППОВА. Я хорошо помню, что тов. КИРОВ лежал настолько близко к двери, что ее настежь нельзя было бы открыть.
Сзади тов. КИРОВА, почти что у его ног, поперек коридора, у самой стенки полулежал какой-то другой человек, опираясь спиной о косяк второй половинки двери, что ближе к центральному, большому коридору. Этот человек лежал немного наискосок, лицом по направлению к противоположной стене. Лицо этого человека было неестественно бледно, примерно на расстоянии двух метров от рук этого человека, т.е. почти на самом центре коридора, лежал «Наган».
ВОПРОС: Прибежали ли Вы один на место убийства или с Вами прибежал еще кто-либо?
ОТВЕТ: Вместе со мной прибежал тов. ЦУКЕРМАН.
ВОПРОС: Расскажите, что произошло далее?
ОТВЕТ: Когда я и ЦУКЕРМАН добежали до места убийства, то в это время за нами в малый коридор стал накапливаться народ. Я и ЦУКЕРМАН повернули сразу же обратно и стали предлагать всей публике уходить обратно. В это же время к месту убийства подошли тов. ЧУДОВ, УГАРОВ, КАДАЦКИЙ и ИРКЛИС и ряд других товарищей.
ВОПРОС: Вы говорите, что когда Вы добежали до места убийства, то там еще никого не было, если не считать, что Вы видели какого-то человека в синей спецовке, который бросился в какую-то из комнат малого коридора.
Не встретили ли Вы еще кого-либо, кто бежал бы к месту убийства или от этого места?
ОТВЕТ: Когда я добежал до малого коридора, то в этом коридоре я никого не встретил, кто бежал бы к месту убийства или от этого места, если не считать человека в синей спецовке, о котором я уже Вам показывал. Как я потом слыхал, человеком в синей спецовке был электромонтер ПЛАТОЧ. Но когда я бежал по направлению к малому коридору, то я заметил, что по большому, центральному, коридору по направлению к выходу на центральный подъезд куда-то бежал сотрудник, находящийся при тов. КИРОВЕ — БОРИСОВ. Я это хорошо запомнил потому, что потом, когда я узнал, что был убит тов. КИРОВ, я никак не мог понять, как это БОРИСОВ, который должен был быть на месте убийства, сейчас же после того, как убийство произошло, куда-то убегал. Это мне было тем более непонятно, что я не мог сам себе объяснить, как это БОРИСОВ убежал, оставив убийцу и не забрав «Наган», который лежал на полу возле убийцы.
ВОПРОС: Постарайтесь точно сказать через сколько времени после первого выстрела Вы прибежали к месту преступления?
ОТВЕТ: Я считаю, что прошло не более одной-двух минут.
Записано с моих слов верно, мне прочитано.
Н. УТКИН
ДОПРОСИЛ: Н-к 3-го отд. ЭКО ГУГБ НКВД СССР — И. ЧЕРТОК
Верно: [подпись]
Печати/штампы: треугольная печать «КОМЕНДАТУРА Управление Нар. Ком. В.Д. по Ленинградской обл>; прямоугольный штамп «Центральный архив ФСБ РФ».
Корроборация: «Н3-6».