Служебная записка заместителя Наркома внутренних дел СССР Я.С. Агранова о дальнейшем ходе следствия по делу Л.В. Николаева, переданная по прямому проводу из Ленинграда секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину в Mocкву
г. Ленинград
5 декабря 1934 г.
19 ч. 41 мин.
Копия: НАРКОМВНУДЕЛ — тов. Ягода
Сообщаю о дальнейшем ходе следствия по делу Л. Николаева:
1. По показанию Николаева Леонида троцкисты Шатский, Бардин и Каталынов были настроены террористически.
Николаев показал:
«Бардин Николай, безусловно, террористически настроен; у него были такие же настроения, как у меня, я даже считаю, что у Бардина куда более крепкие настроения, чем у меня».
Далее Николаев на вопрос, был ли привлечен Каталынов к подготовке террористического акта над т. Кировым, показал:
«Я не привлекал Каталынова, так как хотел быть по своим убеждениям единственным исполнителем террористического акта над Кировым; во-вторых, Каталынов, как я считал, не согласится на убийство Кирова, а потребует взять повыше, т.е. совершить террористический акт над т. Сталиным, на что я бы не согласился».
Николаев также показал, что он случайно познакомился с работницей Монетного Двора, которую намеревался привлечь для наблюдения за т. Кировым. Фамилии этой женщины Николаев не назвал, указав лишь ее приметы.
Протоколы допросов Николаева будут высланы Вам сегодня.
2. У арестованного Каталынова при обыске обнаружен револьвер «Браунинг», который он хранил без разрешения.
3. Допрошенный Петр Николаев заявил, что он считает себя убежденным врагом советской власти. Он показал, что поддерживал связь с немцем-колонистом Бельдюгой, проживавшим в пригороде Ленинграда «Гражданка», где живут немецкие колонисты.
4. Допрошенный отец жены Петра Николаева Максимов показал, что как Петр, так и Леонид Николаевы имеют связь среди немецких колонистов под Ленинградом. Максимов показал также о кулацких и антисоветских настроениях Петра Николаева.
5. По показанию Ольги Драулэ — сестры жены Леонида Николаева — последний поддерживал знакомство с Кузнецовым, бывшим секретарем комсомола города Луги — троцкистом, сосланным в Сибирь.
6. Арестованный, по сообщению Волковой, — Селиверстов — монтер Ленинградской филармонии показал, что бригадир по ремонту лифта филармонии Одаховский, в прошлом работавший на польской концессии «Ян Серковский», неоднократно расспрашивал Селиверстова о предстоящих приездах в филармонию членов правительства и в частности Кирова. Узнав об убийстве Кирова и об аресте убийцы, Одаховский сказал: «Есть ведь еще смелые люди, ведь для того, чтобы пойти на такое дело, надо иметь много мужества» — и выразил сожаление по поводу ареста убийцы.
По данным Наркомвнудела концессия «Ян Серковский», ликвидированная в 1930 году, являлась агентурой 2-го Отдела польского генерального штаба.
В бригаде Одаховского работает в качестве слесаря бывший штабс-капитан Иванов, который нами сегодня арестовывается.
На работу в филармонии Одаховский был принят при содействии монтера Духницкого, с которым в прошлом Одаховский совместно работал в концессии «Ян Серковский». Духницкий, как уже сообщалось, арестован.
7. Нами арестован Корнев — внештатный инженер хозяйственного отдела Управления Наркомвнудела Ленинградской области, указанный в сообщении Волковой как лицо, обещавшее помочь бывшему полковнику Каменскому в нелегальном переходе границы.
8. Родственницы Каменского — Софья и Клеопатра — нами установлены. Каменский еще не разыскан. Корсунский сегодня будет арестован.
9. Комиссия судебно-медицинской экспертизы (фамилии членов комиссии названы в сообщении от 4-го декабря сего года) в своем заключении о причинах смерти Борисова установила, что «смерть Борисова является несчастным случаем в связи с автомобильной катастрофой». Копии акта и заключения сегодня будут Вам высланы.
Допросы по делу о смерти Борисова продолжаются усиленным темпом. О ходе следствия сообщу дополнительно.
ЗАМ. НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР АГРАНОВ
Помета. [...], «к вх. 341/9.IX.64 г.».