[Приложение] Пояснения председателя тройки Смольнинского райкома ВКП(б) в связи с расследованием обстоятельств восстановления в партии Л.В. Николаева

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1935.03.21
Период: 
1935
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 60. Л. 62-63. Копия с копии

21 марта 1935 г.

Тов. БОЛДЫРЕВУ

По поводу поставленных передо мной вопросов разъясняю:

1) Обстоятельства восстановления в партию Николаева.

Я являюсь председателем тройки Смольнинского райкома ВКП(б) по разбору конфликтных дел и членом бюро райкома.

Кроме меня в тройке работают т. Мещерский, инструктор райкома по конфликтным делам, и Георгиев, рабочий горвода. В апреле месяце как будто 29 числа мы разбирали дело исключенного в начале апреля из партии в институте истории партии Николаева. Исключение было мотивировано, насколько помню, отказом Николаева явиться в райком для переговоров о назначении на работу на железную дорогу и недисциплинированностью, и нетактичным поведением Николаева на партсобрании при разборе его дела.

При разборе присутствовал Николаев и представители парторганизации. На мой вопрос Николаеву, чем вызвано такое его поведение, Николаев нам объяснил, что не пошел для переговоров в райком, т.к. болен, знает, что его все равно никуда не пошлют, т.к. до этого был уже один случай, когда с ним говорили об отъезде на работу вне Ленинграда и, учитывая его болезненное состояние — его оставили. В доказательство своей болезни предъявил нам ряд справок от врачей о неврастении в острой форме и как будто бы туберкулезе. Тут же Николаев заявил, что он осознал, что поступил неправильно, что в райком явиться он должен был. Признает и осуждает также свое поведение на партийном собрании, где разбирался вопрос о нем, и просил в партии его оставить.

Учитывая, что Николаев член партии с 1924 г., в комсомоле с 1919 г., по соцположению рабочий, больной и к партответственности привлекается впервые — тройка единогласно решила Николаева членом партии оставить, а за недисциплинированность объявить ему строгий выговор с предупреждением, указав ему, что это наше решение подлежит утверждению бюро РК.

На наше решение Николаев заявил, что он считает таковое строгим и будет апеллировать.

Через несколько времени наше решение было утверждено бюро РК, т.к. никаких возражений от парторганизации института истории партии на наше решение в бюро РК не поступило. Поскольку мне известно, Николаев действительно апеллировал в ПК КПК по Ленобласти, каковая подтвердила решение Смольнинского РК.

2) По делу Романа.

В конце января месяца тройка разбирала ряд оппозиционных дел. Среди других было и дело Романа, каковой был за активную оппозиционную работу исключен и восстановлен в 1928 г. после 2-годичного перерыва.

После своего восстановления Роман все время проводил активную партийную работу, состоя членом парткома, секретарем бюро коллектива, руководя школой партпроса. К моменту исключения из партии руководил школой истории партии. По отзыву представителя парторганизации, Роман активно борется за генеральную линию партии, в уклонах или в протаскивании оппозиционных течений не замечен, хотя парторганизация его систематически контролировала. Свою принадлежность к оппозиции никогда не скрывал. Так как это было одно из первых заседаний тройки по делам б. оппозиционеров и мне или Мещерскому точных инструкций дано не было, мы решили, что он достаточно практической работой проверен и постановили его в партии восстановить.

При передаче протокола на утверждение бюро РК тов. Касимов распорядился Романа вызвать на бюро, и там было решено большинством голосов (как будто 5 за и 4 против) исключить Романа из партии.

Романа также я до этого не знал.

Должен добавить, что давно работаю по линии контрольных комиссий — 1922 г. пред, парткомиссии 56 дивизии, 1923 г. председатель парткомиссии 2-й пограндивизии (1924 г. — отв. секретарь парткомиссии погран. охраны и войск ОГПУ Лен. округа, 28—30 г. — член Ленинградского округа КК, 1932—1933 гг. член Лен. обл. партколлегии, с 1932 г. по сие время отв. секретарь Ленинград. окружи, парткомиссии войск НКВД и с апреля 1934 г. по сие время пред. конфликтной тройки Смольнинского РК, и никто мне никогда не делал указаний на неправильные решения или примиренчество.

Член ВКП(б) с 1914г. п/б № 0133372 — Цинит.

Верно: Партследователь ОПК при политотделе погран. и внутр. войск НКВД ЛО ст. лейтенант — (Пономарев)
Верно: секретарь ПО училища политрук — (Тхор)
Верно: Замараев

Справка: «Документ находится в арх. Уголовном деле № ОФ-7699 на Цинита А.А. Л.д. 39—40. Дело хранится в КГБ при СМ Латв. ССР».

Корроборация: «нк.I».