Показания матери Л.В. Николаева М.Т. Николаевой и других свидетелей о болезненном состоянии Л.В. Николаева 1 декабря 1934 г.
1 декабря 1934 г.
НИКОЛАЕВА М.Т. — мать Николаева Л.В.:
«... Леонид начал болеть еще с года, у него была английская болезнь — была распухшая голова, большой живот, все суставы вывихнуты, кости вывихнуты, он два года лежал в больнице в гипсе; после этого опять болел и не мог ходить лет до 11-ти. Лет около 12-ти у него был припадок — его очень сильно трясло, как в лихорадке и он был без сознания. Такой случай был у него за всю жизнь один раз. Взрослым он все время болел и сейчас болеет ревматизмом. Отец Леонида пил запоем, жили мы в сырой квартире в подвале».
МЕЩЕРСКИЙ В.Е. — инструктор по партконфликтам Смольнинского РК ВКП(б):
«...На заседании Тройки (в мае 1934 года) НИКОЛАЕВ произвел на нас впечатление болезненного человека и невыдержанного коммуниста. Мы решили, что исключения из партии он не заслуживает, но все же объявили ему строгий выговор. На обследование состояния его здоровья мы его не посылали». (Арх. дело № ОС 100807 т. 24, стр. 188).
ЛИДАК О.А. — директор института истории ВКП(б):
«...По наблюдениям, НИКОЛАЕВ человек болезненный, человек неуравновешенный и нервный». (Арх. дело № ОС 100807 т. 24 стр. 194).
КУЗНЕЦОВ Г.И. — управделами Выборгского райкома ВКП(б):
«Недели две тому назад я получил пересланное из горкома заявление НИКОЛАЕВА, адресованное в Секретариат т. Сталина. В этом заявлении НИКОЛАЕВ, ссылаясь на свое тяжелое материальное положение и болезненное состояние, подчеркивал, что он несколько раз безрезультатно обращался с просьбами, настоятельно просил предоставить ему курортное лечение. В самом заявлении имеется фраза вроде того, что остался единственный выход, что-то вроде «жизнь или смерть» — точно не помню». (Арх. дело № ОС 100807 т. 24 стр. 181).
Верно: Бугрова