Протокол допроса директора ленинградского Госцирка М.Е. Цукермана. 1 декабря 1934 г.
1 декабря 1934 г.
ЦУКЕРМАН Михаил Ефимович, 1886 г.р., уроженец г. Ленинграда, из мещан, еврей, гражданин СССР, директор Ленгосцирка. Женат, имеет 2-х сыновей и сестру на иждивении, до революции работал по найму — наборщиком, окончил начальное училище, член ВКП(б) с 1918 г., не судившийся, с воинского учета снят по возрасту, у белых не служил.
Показания по существу дела:
Примерно в 16 ч. 30 м. 1-го декабря я направлялся к инструктору горкома тов. КУТИНУ и ВОЙТЕСУ. Когда я поднялся в помещение, где расположен горком, я услышал два выстрела один за другим.
Обернувшись, я увидел тов. БОРИСОВА из охраны тов. КИРОВА. БОРИСОВ в это время заряжал браунинг.
Я сейчас же вместе с секретарем т. КАСПАРОВА (помощи, тов. УГАРОВА) — УТКИНЫМ бросился в коридор, ведущий к кабинету т.т. КИРОВА и ЧУДОВА.
В коридоре был тусклый свет. Тут же я увидел человека, лежащего лицом кверху, в шубе, который производил впечатление человека без сознания.
Немного от него впереди лежал человек, уткнувшийся лицом вниз; в левой руке была папка. Около него были т.т. ЧУДОВ, КОДАЦКИЙ и зав. горздравотделом БОГЕН, который слушал пульс. Я сразу узнал в лежащем тов. КИРОВА.
Немедленно я и тов. УТКИН повернули обратно и встали у выхода из этого прохода, чтобы не пускать никого в этот коридор. Мы там стояли до прихода работников охраны.
После этого я и группа товарищей разговаривали с инструктором горкома НИКИТИНОЙ. Последняя сообщила, что за несколько минут она видела тов. КИРОВА идущим по коридору и поздоровалась с ним, а впереди прошел человек, в котором она потом признала задержанного.
Показания записаны с моих слов правильно и прочитаны мною.
М. ЦУКЕРМАН
Допросила: БАБУШКИНА
Верно: [подпись]
Печати/штампы: треугольная печать «КОМЕНДАТУРА Управление Нар. Ком. В.Д. по Ленинградской обл.»; прямоугольный штамп «Центральный архив ФСБ РФ».