Заключение из акта патологоанатомического вскрытия трупа С.М. Кирова. 1 декабря 1934 г.
1 декабря 1934 г.
[...] На основании обстоятельств дела и найденных при исследовании трупа С.М. КИРОВА изменений комиссия приходит к следующим выводам;
1) Покойный находился до данного происшествия в вполне удовлетворительном для своего возраста состоянии здоровья.
2) Смерть последовала в результате огнестрельного ранения черепа, сопровождавшегося тяжелым повреждением вещества мозжечка и левого полушария большого мозга, множественными переломами черепных костей, а также сотрясением мозга при падении и ударе левой половиной лба об пол.
3) Расположение входного отверстия пулевого ранения влево и кверху на один сантиметр от наружного затылочного бугра и окончание пулевого канала у треугольного дефекта в области наружного конца надбровной дуги на границе ее со скуловым отверстием заставляет считать, что выстрел в данном случае был произведен сзади и снизу в направлении вперед и слегка кверху.
4) Найденная при вскрытии тупоносая оболочечная пуля типа револьвера «НАГАН» определяет оружие, которым было совершено преступление. Обстановка нападения и направления пулевого канала позволяет считать, что выстрел был произведен на близком расстоянии.
5) Трещины черепа, распространяющиеся на значительную длину преимущественно спереди назад от упомянутого треугольного дефекта в лобной части, могут быть объяснены падением тела на твердый пол и ударом лобной кости, уже поврежденной изнутри пулей.
6) Определенное рентгенографически положение пули носиком кзади и кверху, подтвержденное на вскрытии, находит себе объяснение в том, что пуля, раздробив кость и потеряв живую силу, повернулась осью и отклонилась назад, спустившись по пулевому каналу.
7) Полученное огнестрельное ранение черепа, сопровождавшееся столь тяжелыми повреждениями, должно быть отнесено по свойствам своим к разряду тяжких, безусловно смертельных телесных повреждений.